Руководители Украины всех уровней неоднократно заявляли о своей приверженности инновационному пути развития. Принят целый ряд хороших и правильных законов, в том числе Закон о национальной безопасности. Этим законом инновационное развитие однозначно определено как один из системных факторов социального и экономического развития страны, а залогом успеха в этом направлении должна стать эффективная поддержка инновационной деятельности государством.
Cпециалисты насчитывают около 300 видов разнообразных форм стимулирования инновационной деятельности, включающих как прямое бюджетное финансирование, льготное кредитование, так и различные виды налоговых, таможенных льгот и других преференций. В соседней Польше работают и пользуются государственной поддержкой 12 технопарков, из которых семь созданы в 2003—2004 годах, т.е. уже после вступления Польши в ЕС. Россия вкладывает миллиарды рублей в поддержку действующих и создание новых технопарков.
А в Украине количество инновационно активных промышленных предприятий постоянно сокращается. Освоение новых видов техники уменьшилось с 9,4 тыс. единиц в 1995 году до 769 в 2004-м, т.е. в 12 раз. И пусть не тешат себя фискальные органы мифическим ростом объемов инновационной продукции с 12 до 18 млрд. гривен — это т.н. маркетинговые инновации, когда никем не контролируемые предприятия вносят несущественные изменения в свою продукцию, цель которых — поднять цену. Если за последние 15 лет количество работающих в инновационной сфере в США и в Западной Европе увеличилось в два раза, в Юго-Восточной Азии — в четыре раза, в Украине оно снизилось в три раза.
До 2005 года единственными реально действующими и строго контролируемыми государством инновационными структурами в Украине были технопарки. Принятый в 1999 году Закон «О специальном режиме инвестиционной и инновационной деятельности технологических парков» предусматривал государственную поддержку технопарков. Поддержка эта распространялась только на прошедшие научную и государственную экспертизу и утвержденные на уровне специальной комиссии Кабмина инновационные проекты.
В подтверждение эффективности идеи технопарков можно привести результаты работы крупнейшего в Украине технопарка «Институт электросварки им. Е.Патона». За период 2000—2004 годов он, не получив из бюджета ни копейки, выпустил инновационной продукции на 2,2 млрд. грн., перечислив в бюджет 179 млн. гривен, создал более тысячи рабочих мест, вложил в инновационные проекты 143 млн. гривен. Постоянно наращивая объемы работ, технопарк выпустил в 2004 году инновационной продукции на сумму 985 млн. грн., перечислил в бюджет 84,4 млн. грн. и на поддержку проектов 60,3 млн. грн. Вот вам и «дыра в бюджете», о которой так много говорят фискальные ведомства!
Понимая нелепость такого решения, Комитет Верховной Рады по науке и образованию подготовил проект нового закона о технопарках. Этот документ трижды рассматривался в парламенте и все три раза получал необходимую поддержку. 12 января 2006 года закон в редакции, учитывающей замечания президента, принят большинством в 331 голос. Его поддержали все фракции парламента за исключением партии «Реформы и порядок». Несколько изменены и уменьшены меры государственной поддержки, но это все равно лучше, чем отсутствие каких бы то ни было экономических стимулов инновационной деятельности.
Мы с нетерпением ждем подписания закона президентом и введения его в действие в ближайшее время. Дальнейшие проволочки с исправлением «технической ошибки», допущенной правительством в марте 2005 года, будут иметь фатальные последствия. Решая вопрос с технопарками, необходимо учесть, что введение в действие нового закона еще не решает всех проблем инновационной деятельности в стране. Нужно создать инновационный кодекс в виде комплекса взаимосвязанных законов, обеспечивающих механизм действия национальной инновационной системы, решить вопросы ее кредитования и финансирования. Необходимо упростить и сделать более оперативной и действенной громоздкую систему экспертизы, утверждения и контроля исполнения инновационных проектов технопарков. Наконец, необходимо внедрить в сознание и в функциональные обязанности чиновников разных министерств и ведомств понимание того, что инновационное развитие страны как вопрос национальной безопасности — это наша общая задача. Не будет дела, если фискальные органы, ссылаясь на отдельные ошибки или нестыковки в законодательстве, возьмут курс не на их устранение, а на искоренение в Украине технопарков в целом.