Высшей школе — государственную заботу

Поделиться
Стратегический курс на инновационное развитие страны невозможно реализовать без активной государственной поддержки образования и науки...

Стратегический курс на инновационное развитие страны невозможно реализовать без активной государственной поддержки образования и науки. Ситуация, в которой оказалась сегодня высшая школа, довольно непростая. Устаревшее научное и учебное оборудование, невозможность заниматься научными исследованиями, учебные корпуса и общежития находятся в аварийном состоянии, отсутствие действенных экономических стимулов для финансирования научных исследований, подготовки кадров со стороны предприятий, низкая заработная плата научно-педагогических кадров, их старение, отсутствие жилья, падение престижа преподавательской и научной работы, коррупция в значительной части высших учебных заведений — вот неполный перечень тех проблем, с которыми сегодня живет высшая школа. Недаром доля наукоемкой, высокотехнологичной продукции в Украине не превышает пяти процентов, а половина вузов не занимаются по-настоящему научно-исследовательской работой.

Верховная Рада Украины, Комитет по вопросам науки и образования на протяжении последних двух лет детально анализировали положение дел в высшей школе. Сложившаяся ситуация, поиск путей выхода из кризиса, стратегия развития обсуждались на выездных заседаниях комитета в Днепропетровске, Ривном, Национальном аграрном университете, на совещаниях ректоров по всей Украине.

Положение дел в этой сфере обсуждалось на парламентских слушаниях «О состоянии и перспективах развития высшего образования в Украине» 13 мая 2004 года. Участники слушаний (а их было свыше пятисот) приняли рекомендации, утвержденные постановлением парламента № 1755 от 4 июня 2004 года. Особое внимание в них уделялось усилению роли государства в развитии высшего образования, законодательном обеспечении оптимального уровня научной и научно-технической деятельности, направленности фундаментальных и прикладных исследований, модернизации учебно-воспитательного процесса.

Комитет по науке и образованию приступил к работе по выполнению намеченного по нескольким направлениям, среди которых — курс на улучшение связей с предприятиями и предпринимателями, развитие автономии и демократизации жизни университетов, реализация конституционных прав и свобод граждан на образование и научную деятельность.

Среди многих проблем высшей школы центральное место занимает вопрос финансово-экономического урегулирования деятельности, приведения действующего законодательства в соответствие с требованиями времени.

Жизнедеятельность университетов в настоящее время регулируется более чем двумястами законами. Среди них есть и такие, которые не идут на пользу высшей школе. 14 декабря 2004 года Верховная Рада Украины приняла многострадальный Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (в сфере высшего образования)». Почему многострадальный? Напомню, что Л.Кучма с подачи правительства на протяжении июня — ноября 2004 года дважды налагал на него вето. Этот закон был инициирован народными депутатами Украины — членами Комитета по вопросам науки и образования и направлен на выполнение решений парламентских слушаний, посвященных проблемам высшей школы. Он учитывает современные тенденции развития высшего образования, международный опыт, предложения Минобразования, других центральных и местных органов исполнительной власти, научно-исследовательских центров, региональных советов ректоров высших учебных заведений, ряда общественных организаций.

Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (в сфере высшего образования)» вносит определенные изменения в Бюджетный и Земельный кодексы, законы Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства», «О плате за землю», «О Государственном бюджете Украины на 2004 год», «Об электроэнергетике», «О высшем образовании», «О налогообложении прибыли предприятий». Рассмотрим кратко эти новации.

Изменения, вносимые в статью 51 Бюджетного кодекса Украины, способствуют развитию автономии и экономической самостоятельности высших учебных заведений Украины. С введением в действие данного закона распорядителям средств предоставляется право утверждать и корректировать на протяжении бюджетного года сметы бюджетных учреждений согласно утвержденной бюджетной росписи Государственного бюджета Украины. Это позволит высшим учебным заведениям сэкономить почти 2,5 млн. грн. ежегодно. Теперь руководителям вузов, главбухам, экономистам не придется десятки раз ездить в столицу, чтобы согласовывать изменения в сметах университетов.

Внесение изменений в статьи 89 и 90 Бюджетного кодекса Украины улучшит финансирование, а именно: позволит осуществлять финансирование высших учебных заведений государственной и коммунальной форм собственности из разных бюджетных источников. Следовательно, местные советы в случае перевыполнения своих бюджетов смогут оказать помощь вузам, а также, кстати, профтехучилищам. Такая помощь может быть оказана при устранении различных техногенных ситуаций, как социальная помощь студентам, преподавателям, на ремонт общежитий, приобретение жилья и т.п. Закон приводит Бюджетный кодекс Украины в соответствие с положениями Национальной доктрины образования, требованиями стратегии развития высшего образования и интеграции его в европейское и мировое образовательное пространство, а именно: урегулирование процессов сотрудничества высших учебных заведений I—II уровней аккредитации, школ, внешкольных учебных заведений с университетами.

Соответствующие изменения к статье 84 Земельного кодекса Украины запрещают изымать земельные участки, закрепленные за высшими учебными заведениями государственной и коммунальной форм собственности. На данный момент это достаточно серьезная проблема: в регионах местные администрации часто претендуют на земельные участки учебных заведений, поскольку они, в основном, расположены в престижных местах, в центре городов.

Внесение изменений в статью 12 Закона Украины «О плате за землю» освобождает от платы за землю студенческие базы, лагеря отдыха и структурные подразделения высших учебных заведений, обеспечивающие его деятельность. Это снизит финансовое давление на бюджеты вузов и даст возможность уменьшить цену путевок для студентов и преподавателей, будет способствовать их оздоровлению.

Очень важным, можно сказать, революционным шагом является внесение изменений в Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий», которым закладывается новая основа, новая философия отношений между образованием и производством, бизнесом и наукой. Фактически введена налоговая льгота для предприятий и бизнесменов, расходующих средства на образование. В частности, средства предприятий, учреждений и организаций, которые будут направляться на профессиональную подготовку, обучение, переподготовку или повышение квалификации, организацию учебных практик, не будут облагаться 25-процентным налогом на прибыль предприятий.

Сегодня предприниматели не заинтересованы в финансировании вузов, оплате обучения студентов. Комитет по науке и образованию предлагал не ограничивать количество этих средств, но правительство категорически с этим не соглашалось. Предлагается включить указанные затраты в валовые затраты в размере не более трех процентов фонда оплаты труда. В ходе дискуссии предлагалось ограничить необлагаемые налогом затраты на образование десятью процентами от размера прибыли, но депутаты признали этот шаг менее эффективным, нежели привязку к фонду оплаты труда. В этом можно убедиться, проанализировав таблицу 1. Ведь за последние годы, по данным Госкомстата Украины, уровень затрат предприятий на профессиональную подготовку сотрудников составил лишь 0,3 процента от общих затрат работодателя на рабочую силу.

Учитывая прогнозируемые объемы фонда оплаты труда в 2005 году в размере 113,3 млрд. грн., можно предположить, что для высших учебных заведений появится резерв — дополнительное финансирование в размере свыше трех миллиардов гривен. Для сравнения: суммарные затраты на высшую школу в 2004 году составили примерно 4,6 млрд. грн.

Следовательно, у нас есть серьезный финансовый ресурс, позволяющий диверсифицировать источники финансирования высшей школы, то есть в определенной степени решить проблему.

Кого из граждан не волнует то, что резко возрастает доля платного обучения? Лишь треть студентов поступают в высшие учебные заведения за счет госбюджета. Плата студентов за обучение в высших учебных заведениях Украины ныне достигла свыше 55 % всех затрат. Вот вам и реализация статьи 53 Конституции Украины относительно доступности высшей школы, а ведь из-за этого сотни, тысячи талантливых юношей и девушек не могут продолжить обучение в вузах. Анализ структуры затрат на обучение в высших учебных заведениях Украины, размеры платы за обучение приведены в таблице 2.

Еще более сложная ситуация наблюдается со стоимостью обучения, о чем убедительно свидетельствуют данные таблицы 3.

Следовательно, предложенные нововведения позволят существенно увеличить долю финансирования высшей школы предприятиями, диверсифицировать финансовые источники существования университетов, увеличить доступ к обучению талантливой молодежи.

Также не будут облагаться налогом затраты на организацию учебно-производственной практики учащихся профессионально-технических училищ и студентов высших учебных заведений. Однако узаконенные новации обязуют выпускника по окончании профессионально-технического или высшего учебного заведения и получения специальности (квалификации) отработать у налогоплательщика не менее трех лет. Работодатели будут заинтересованы вкладывать средства в высшие учебные заведения, способствуя качественной подготовке кадров, а те, в свою очередь, будут повышать эффективность производственной практики на предприятиях, в учреждениях и организациях. На сегодняшний день ежегодные затраты высших учебных заведений на организацию практики составляют свыше 60 млн. грн. Таким образом, введенная норма фактически увеличит объемы финансирования высшей школы. К сожалению, вследствие неразумной политики правительства норма, касающаяся внесения изменений в Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» вступит в силу со следующего года, но комитет ВР приложит все усилия, чтобы ввести ее в 2005-м.

В соответствии с изменениями к статье 26 Закона Украины «Об электроэнергетике» высшие учебные заведения, профтехучилища в случае потребления ими электроэнергии сверх договорной величины за расчетный период освобождаются от уплаты пятикратной стоимости, разницы между фактически потребленной и договорной величинами, а в случае превышения договорной величины мощности — от уплаты энергопоставщикам пятикратной стоимости разницы между наибольшей величиной мощности, зафиксированной на протяжении расчетного периода, и договорной величиной мощности. То есть ликвидируется пеня за несвоевременное внесение учебными заведениями государственной и коммунальной форм собственности платы за электроэнергию. Известно, что большинство случаев задолженности возникает по вине государства — вследствие несвоевременного финансирования. Хотя на протяжении 2004 года существенной задолженности высших учебных заведений III — IV уровней аккредитации по уплате за электроэнергию не было, долги высших учебных заведений I — II уровней аккредитации и профтехобразования в 2004 году достигли значительных объемов, особенно у техникумов системы агропромышленного комплекса. Штрафные санкции за электроэнергию в этих учреждениях почти вдвое превышали уровень долгов и составили около 10 млн. грн. Следовательно, бюджет отныне не будет накапливать деньги владельцам частных облэнерго.

На сегодняшний день все вузы прошли государственную аккредитацию, абитуриенты сами выбирают учебное заведение и сами определяют свою судьбу. В связи с этим логичны изменения к статье 2 Закона Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства», освобождающие от процедуры прохождения тендера на подготовку кадров высшие учебные заведения I—IV уровней аккредитации, что по сути своей является абсурдным.

Этот документ приводит нормы Закона Украины «О высшем образовании» (статья 64) в соответствие с требованиями Бюджетного кодекса Украины. Планирование государственного заказа будет осуществляться по направлениям и специальностям, а размер бюджетных ассигнований на подготовку специалистов с высшим образованием, подготовку научных и научно-педагогических работников через аспирантуру и докторантуру будут определяться в Законе о государственном бюджете, то есть через главных распорядителей средств.

Также внесены изменения в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2004 год», освобождающий от арендной платы имущество высших и профессионально-технических учебных заведений государственной и коммунальной форм собственности. Поэтому больше средств будет оставаться в учебных заведениях, и они будут направлены на поддержку технического состояния зданий. Освобождение учебных заведений от 50-процентной арендной платы в Государственный бюджет Украины позволит стабилизировать их финансовое положение и предоставит возможность хотя бы частично решать финансово-хозяйственные проблемы. По оценкам экспертов, вузы ежегодно смогут дополнительно привлекать в свои бюджеты свыше 3,5 млрд. грн.

Таким образом, введение в действие норм данного закона дает реальную возможность улучшить финансово-экономическое положение высшего образования, социальное положение преподавателей и студентов, позволит эффективнее использовать имеющиеся финансовые ресурсы, дополнительно привлечь для подготовки специалистов средства предприятий и учреждений, снизить финансовое давление на население в вопросе получения высшего образования, сделать его более доступным для нашей молодежи.

Отмечу, что нам также удалось ранее в Законе Украины «О Государственном бюджете Украины на 2004 год» восстановить льготы относительно обложения налогом на добавленную стоимость издательской деятельности по научной, методической литературе. На этом особенно настаивал коллектив Львовского национального университета. Данная норма сохранена и на 2005 год.

В комитете завершается обсуждение изменений к Закону Украины «О высшем образовании», который будет внесен в Верховную Раду Украины на протяжении первого квартала 2005 года для принятия во втором чтении. Речь идет о дальнейшей демократизации жизни высшей школы, автономии учебных заведений, усилении роли научно-педагогических коллективов, кафедр, студенческого самоуправления, упорядочении сети филиалов, борьбе с псевдообразованием и т.п. Парламентарии работают над проблемой создания экономических стимулов финансирования научных исследований и научно-технического оснащения субъектов хозяйствования. Ведь наука и знания без применения — это оружие в футляре.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме