Морские транспортные пути, пересекающие территорию Украины, - стратегический сектор национальной экономики, требующий немедленных реформ. Чтобы поддерживать морские дороги в надлежащем состоянии, Государственная гидрографическая служба Минтранса Украины ежегодно составляет комплексный пакет мероприятий, что-то вроде проектов Автодора на суше. Но в последние годы в украинских морях, лоцманы довольствовались лишь рекомендациями экспертов: портовые пошлины, предназначаемые на ведение хозяйства морских магистралей, используются в нашей стране не по назначению. Безопасность плавания в украинских морях снижалась, медленно набирая критическую массу, до
1 февраля текущего года - к этой дате каждое судно, осуществляющее морские рейсы, обязано выполнить международную резолюцию ГССБМ (Глобальной системы связи при бедствии на море). Неподготовленность украинского флота объясняется двумя причинами: отсутствием средств у судовладельцев и низким привлечением на флоте наукоемких технологий. Дефицит средств, отпускаемых на навигационные нужды, можно поправить выверенными реформами портовых сборов - пустить их по прямому назначению. И первые сдвиги отражены в приказе министра транспорта несколько дней тому. Отныне 10% канальных сборов будут использованы для расчистки каналов, 15% корабельных - для навигационно-технического обеспечения мореплавания и 97% маячного сбора - на обеспечение работы маяков.
А вот привлекать наукоемкие технологии судовладельцы не спешат. И, как водится, свежий бриз подул с берега. Председатель Госгидрографии Александр Щипцов в Национальной академии наук собрал научно-технический совет для ежеквартального решения скопившихся за годы независимости проблем украинских навигаторов.
Приглашенный для работы в совете министр науки и технологий Станислав Довгий считает сближение украинской ортодоксальной науки, в частности океанографии, и прикладной гидрографии символом возрождения авторитета Украины как морской державы.
Председатель совета академик НАН Украины Евгений Шнюков призвал участников совета приложить все усилия к возобновлению исследовательских экспедиций с целью создания новых морских карт (прежние, еще советского периода, давно устарели), полного атласа Черного моря. А также карт затонувших кораблей и морских препятствий, которых в прибрежных водах Украины насчитывается 1127. Немаловажна для экологической ситуации на море и утилизация затонувших кораблей. Еще одну проблему оставили две последние мировые войны. Только на территории Черного моря было выставлено несколько десятков тысяч глубинных боевых мин, из которых обезврежено, по официальной статистике, только половина. Анонсированное же российскими масс-медиа строительство газопровода Новороссийск-Тробзан превратит дно Черного моря, даже его глубоководные участки в гигантскую строительную площадку, что повлияет на экологическую, экономическую и политическую ситуации в регионе.
Заместитель министра транспорта Украины Александр Щипцов актуализирует работу совета прежде всего комплексом мероприятий, направленных на модернизацию, техническое переоснащение и повышение эффективности единой национальной системы навигационно-гидрографического обеспечения. По завершении работы совета адмирал дал блиц-интервью.
«Из 207 аварийных ситуаций в районе проливов Босфор и Дарданеллы 87% произошли по навигационным причинам, из них 57% - в результате столкновения, 30% - наскоки на мель.
А Украина расположена на пересечении исторических транзитных грузопотоков из Восточной Европы в регионы Персидского залива, Индостанского полуострова и Южной Азии. Новая водно-транспортная магистраль Рейн-Майн-Дунай направляет потоки грузов в порты Центральной, Северной и Западной Европы. Страны Черноморского экономического сообщества (ЧЭС), в которое, кроме нашего, входят еще девять государств, глубоко заинтересованы в интенсификации работы морехозяйственного комплекса Украины. Ввод в эксплуатацию паромной переправы Ильичевск-Поти положит начало функционированию Евро-Азиатского транспортного коридора (ЕАТК), который имеет реальные перспективы интегрироваться в «Шелковый путь» (Лиссабон-Пекин), соединяющий Центральноевропейский транспортный коридор с Азиатским, по которому идут узбекский хлопок, казахская и каспийская нефть и прочие стратегические грузы.
В этой связи уже сегодня очевидно, что создание единой системы навигационно-гидрографического обеспечения безопасности мореплавания отвечает насущным требованиям времени, поскольку даст возможность решить региональные проблемы, связанные с охраной жизни человека на море, откроет Украине путь к интеграции в мировую систему безопасности мореплавания».
Среди прочего, в ходе работы совета принято решение рекомендовать новый и единственный в своем роде научно-популярный украинский гидрографический журнал «Морской вестник» Высшей аттестационной комиссии (ВАК). А Севастопольское государственное гидрографическое предприятие будет носить отныне имя адмирала Льва Ивановича Митина, что обеспечит преемственность поколений и увековечит память выдающегося исследователя моря. Прославленный моряк стоял у истоков национальной гидрографической доктрины и сформировал не одно поколение профессиональных гидрографов, среди которых и нынешний глава Госгидрографии Украины Александр Щипцов.