УГРОЖАЕТ ЛИ ЗЕМЛЕ АСТЕРОИД

Очередной конец света, обещанный нам на 26 октября 2028 года, похоже, снова откладывается. Брайан Марсден - один из ведущих американских экспертов по астероидам, который рассчитал, что астероид среднего размера приблизится в этот день к Земле на расстояние менее 50 тыс. километров, теперь уже не столь категоричен, хотя и продолжает утверждать, что вероятность столкновения «звездного гостя» с нашей планетой не исключена. Однако остальные ученые настроены значительно более оптимистично и начисто исключают возможность нежелательной встречи. Астероид, о котором идет речь, был открыт три месяца тому назад американским астрономом Джеймсом Скотти и обозначен как 1997 XF11. Его диаметр равен полутора километрам, и последствия его чрезмерного приближения к Земле действительно могли бы быть плачевными. По крайней мере некоторые ученые предполагают, что именно падение на Землю метеорита диаметром около 10 километров 65 миллионов лет назад привело к вымиранию динозавров (энергия, которая должна была бы высвободиться при его падении, в пять миллиардов раз превышает разрушающую способность атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму). Более свежий и более скромный пример - падение Тунгусского метеорита в 1908 году, который, опять же по предположениям, имел в поперечнике всего 6 метров и взорвался на высоте 10 километров над поверхностью Земли. Ущерб, который был вызван его вторжением в нашу атмосферу, сопоставим со взрывом водородной бомбы мощностью 15 мегатонн.

Астероид 1997 XF11 был открыт в ходе реализации программы Specewalch, нацеленной специально на отслеживание непрошеных космических визитеров, которые могут представлять собой опасность для жителей Земли. Первоначально траектория его движения не вызвала беспокойства у астрономов, и лишь после того, как два японских астронома-любителя предоставили результаты своих собственных наблюдений, новый астероид был занесен в список 108 «потенциально опасных космических объектов». Траекторию его движения просчитывали с тех пор многие специалисты, но только у доктора Марсдена получились такие тревожные результаты. Его коллеги, например, из того же Аризонского университета утверждают, что астероид пройдет на расстоянии 900 тысяч километров от Земли. Учитывая, что Луна находится на расстоянии 300-400 тыс. километров от Земли, эти данные существенно снижают эмоциональный накал подготовки к предстоящей встрече. Правда, д-р Марсден собирается еще раз перепроверить свои расчеты и доказать, что астероид пройдет ну хотя бы на расстоянии 60 тыс. километров от Земли. Тем более что за те считанные дни, в которые мир верил в реальность приближающейся угрозы, многие западные обозреватели уже успели обрадоваться возможности использовать существующий военный арсенал в мирных целях и сплотить между собой усилия еще не отвыкших от психологии противостояния держав, которые до сих пор время от времени принимаются за поиски достойного соперника на своей собственной планете.

Данный астероид обращается вокруг Солнца с периодом в 21 месяц, и у нас еще будет возможность уточнить все необходимые данные.