УГРОЗА СТОЛКНОВЕНИЯ ЗЕМЛИ С КОМЕТОЙ ВПОЛНЕ РЕАЛЬНА

(«Новое русское слово») Если цивилизации суждено погибнуть, то смерть придет скорее всего с неба, пишет «The New Yorker»...

(«Новое русское слово»)

Если цивилизации суждено погибнуть, то смерть придет скорее всего с неба, пишет «The New Yorker». Однажды кто-нибудь из астрономов-любителей обнаружит в отдаленном секторе Вселенной крупное скопление кусков льда и камня - комету. Скорее всего, он пошлет данные о новой комете в Кембридж, штат Массачусетс, где расположено Центральное бюро астрономических телеграмм Смитсоновского института. Там рассчитают вероятность столкновения новой кометы с Землей и с удивлением обнаружат, что она не равна нулю.

Новость о комете разлетится по астрономическим обсерваториям, и на нее нацелятся десятки телескопов. По мере приближения кометы к Солнечной системе вероятность столкновения будет расти. Месяца за три до возможного столкновения она составит уже около 15 процентов. Большая точность в расчете траектории кометы невозможна, так как на нее влияет слишком много посторонних факторов.

Как прореагирует мир на весть о своей скорой гибели, предугадать сложно. Возможно, рухнет Уолл-стрит и люди начнут проводить дни и ночи кто в молитвах, а кто в строительстве убежищ. Большинство же, наверное, продолжит жить как ни в чем ни бывало, надеясь, что комету-убийцу попросту пронесет мимо.

К тому моменту, когда комета войдет в область Солнечной системы, плохая новость подтвердится - столкновение возможно с вероятностью более 50 процентов. За несколько дней до столкновения комета станет видна на небосклоне. Роковая ночь начнется с падения на Землю сопутствующих комете обломков, которые осветят небо.

Столкновение произойдет на рассвете где-нибудь возле Бермуд. Взрывом выбросит в небо тысячи тонн воды и почвы, образуется кратер диаметром несколько сотен миль. Отголоски взрыва хорошо услышат в Нью-Йорке, а через час, приглушенно, - в Москве. Поднявшиеся от взрыва цунами последуют за звуком. Флориду полностью накроют гигантские волны, после чего настанет очередь всего Восточного побережья, включая Манхэттен. Окажутся затопленными все районы мира, расположенные невысоко над уровнем моря, в том числе Эдинбург, Копенгаген, Гонконг и Бангкок.

Однако куда разрушительнее окажутся пожары. Огненные остатки кометы, выброшенные во время взрыва в воздух, начнут поджигать леса, деревни и города во всем мире. Земля окажется в огне.

Наконец, миллионы тонн пыли закроют Солнце на период от шести месяцев до года. Большинство флоры и фауны без солнечного света будет обречено на вымирание. Среди оставшихся в живых народов начнется голод и войны за уцелевшие запасы продуктов.

Столкновение с кометой, возможно, переживут отдельные группы людей, но человеческой цивилизации в целом придет конец...

Еще двадцать лет назад подобный сценарий был бы отнесен большинством серьезных ученых к фантастике. Увы, последние исследования говорят о том, что угроза столкновения Земли с гигантской кометой вполне реальна.

Кометы и метеориты бомбардируют планеты с такой интенсивностью, что поверхность любой из них напоминает артиллерийскую мишень. На Земле это не так заметно из-за эрозии почв - иначе она напоминала бы изъеденную кратерами поверхность Марса. На Луне после удара кометы образовался кратер величиной со Шри Ланку. В июле 1994 года астрономы впервые наблюдали столкновение гигантской кометы с Юпитером, и это заставило их предположить, что подобное может произойти и с Землей.

Единственная хорошая новость в том, что вероятность пересечения траекторий Земли и крупной кометы все же небольшая. Катаклизм, подобный юкатанскому, возможен один раз в сто миллионов лет. «Встреча» с кометой или астероидом диаметром в километр, способной разрушить страну размером с Индию, вероятна не чаще, чем раз в миллион лет.

Однако небольшая вероятность столкновения «гасится» возможной разрушительной мощью катаклизма. Сегодня астрономы в мире не призывают к немедленному составлению каталога всех потенциально опасных объектов во Вселенной, чтобы вести за ними наблюдение. В реальности никто звездное небо не «сканирует» - каждый астроном обычно наблюдает за своим довольно узким участком. А ведь чем раньше опасная комета будет обнаружена, тем больше возможностей изменить ее траекторию.

Люди не зря издавна придавали кометам мистическое значение, считая их предвестниками больших несчастий. Последний раз большая комета ударилась о Землю, когда человечество было еще слишком молодо, чтобы запомнить этот факт. Однако «генная память», выраженная в виде суеверий и мифов, предупреждает людей: главная беда может прийти с неба. Беда, от которой еще несколько десятилетий назад людям не было бы спасения и которую они только теперь надеются вовремя распознать и отвратить.