В декабре 1997 г. в Москве в издательстве «Народное образование» вышла книга «Основы культуры мышления». На конкурсе альтернативных учебников в Украине, проведенном фондом «Вiдродження», книга получила высший грант в номинации «Развитие мышления». О содержании книги рассказывают авторы - специалисты Украинской лаборатории педагогики ТРИЗ Лариса Шрагина и Марк Меерович.
Поиск того, чему учить и как учить, ведут сейчас педагоги всего мира. Тупик связан с двумя четкими противоречиями. Первое: стремительный рост количества знаний в каждой отдельной отрасли науки требует сузить изучаемую область, но знания быстро устаревают, а на усвоение новых знаний требуется много времени. Кроме того, появляется все больше профессий, которые определяются как творческие, и необходимо уметь самостоятельно принимать решения на основе быстрого анализа большого числа различных факторов. Так возникает проблема управления творческим процессом, который до сих пор считался спонтанным.
И второе противоречие: результат деятельности группы людей (а семья - это тоже группа!) все сильнее зависит не столько от квалификации одного человека, даже руководителя, сколько от умения сотрудников всех уровней профессионально общаться друг с другом. В частности, по данным английских психологов, 80% новых проектов проваливается только потому, что члены команды не срабатываются между собой.
Еще в 20-е годы известный английский философ А.Уайтхед отмечал, что развитие новых принципов обучения значительно отстает от развития общества и это грозит серьезными последствиями. Главной целью образования и воспитания должна быть интеллектуальная и духовная культура человека: «Культура состоит в активности мысли и восприимчивости к красоте и человечности чувств». Образование, по его мнению, - это обучение искусству пользоваться знаниями, это выработка стиля мышления, позволяющего анализировать проблемы в любой области жизни.
Сегодня ХХ век на исходе, но актуальность проблемы не снизилась, а, наоборот, возросла еще больше. Формирование открытого - демократического - общества, свободного от идеологических установок, право на собственное понимание мира и своего места в нем требуют от каждой личности умения мыслить, чтобы суметь выработать это «понимание». Такое умение закладывается с самого раннего детства и непосредственно связано с системой образования.
Какой же должна быть система образования в ХХI веке?
Наиболее четко и коротко идеал сформулировал доктор А.Урбански, вице-президент Американской ассоциации учителей: «В основе преподавания будет лежать обучение мышлению».
«Важнейший момент в этом учебном процессе - переход от преимущественно нерефлексивного к осознанному овладению и владению мыслительными приемами и операциями», - это мнение профессора МГУ, психолога И.Ильясова.
В новой технике обучения материал должен вводиться не как описательный, а «как содержащий реальную проблему»; для этого нужна «методология решения проблем».
Отметим две причины, которые препятствуют внедрению обучения мышления в учебный процесс.
Успех любых перестроек учебного процесса обеспечивает прежде всего готовность самого педагога осуществлять эту перестройку. Исходя из потребностей общества открытого типа, учитель должен быть регулятором мыследеятельности, то есть прежде всего сам обладать способностью творчески мыслить. Однако психологическая подготовка учителя как профессионала-руководителя мыследеятельностью в педагогическом образовании отсутствует. Достаточно часто, к сожалению, отсутствует и личная потребность в формировании собственной культуры мышления. Отсюда понятно, почему «внедрение нового тормозят главные действующие лица системы образования - педагоги», как утверждают Серж Роншен и Франсуа Луи из Академии Амьена (Франция).
И вторая причина - отсутствие такой технологии, которая была бы доступна самому широкому кругу учителей и тиражировалась для каждого учебного предмета.
Потребность в методах генерирования новых идей первыми ощутили технари. Творческий процесс на производстве - часть ежедневной работы, и для решения постоянно возникающих технических проблем нужны эффективные практические методы. Так появились технологии, которые формируют навыки решения технических и научных задач и проблем. Но в процессе применения некоторых методов, прежде всего теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), выяснилось, что они годятся для решения не только технических задач, но и обеспечивают «обучение мышлению», то есть могут быть использованы для анализа и поиска эффективного решения любых проблем. Такая возможность объясняется тем, что в основе ТРИЗ лежат объективные законы развития технических систем. А технические системы - часть искусственных систем, и все они развиваются по общим законам...
Совершенствование ТРИЗ на протяжении почти 50 лет позволило ее автору Г.Альтшуллеру вместе с соратниками и учениками заложить прочный фундамент теории и достаточно детально разработать большинство ее инструментов. Идея - перенести ТРИЗ в педагогику - оказалась плодотворной и перспективной. Отдельные методы ТРИЗ все шире применяются в системе образования для обучения и повышения квалификации всех категорий слушателей - от дошкольников до ведущих специалистов.
Особенность ТРИЗ-педагогики заключается в том, что она предлагает алгоритмические методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыследеятельности, то есть работает на повышение культуры мышления. В результате, столкнувшись с проблемой, вы не будете перебирать вариант за вариантом, не всегда даже зная, какой из них наилучший, а используете четкую программу в виде универсальной последовательности операций (шагов) по анализу проблемы, преобразованию исходной ситуации в задачу, выявлению противоречия, способа его устранения и выбора решения, максимально приближенного к идеальному.
Специально для анализа проблемных ситуаций на основе инструментария ТРИЗ был разработан АРПС - алгоритм решения проблемных ситуаций. Одна часть программы обучения ТРИЗ представляет собой комплекс упражнений, содержащих реальные проблемы, которые анализируются и решаются по алгоритму. В ходе их решения и отрабатываются навыки организованного мышления так же, как специфические навыки любой другой профессии.
Основой творческого мышления является воображение. Выполнение комплекса упражнений по развитию воображения - вторая часть программы. Все упражнения также выполняются по специальным алгоритмам, разработанным на основе системного анализа.
Нам часто задают вопрос, не подменяем ли мы своими алгоритмами как раз то творчество, за которое агитируем. Дело в том, что алгоритм не заменяет мышление, он только организует его более эффективное действие, только показывает направление, «куда думать». При анализе проблемы вы осознанно управляете ходом своей мысли. Работая по шагам, ваш ум отсекает детали, не относящиеся к делу, и значительно быстрее выходит в область небольшого числа сильных решений.
ТРИЗ вовлекает в процесс анализа конкретного субъекта и тем самым дает возможность проявить свое личное видение и понимание ситуации. А выбор решения все равно остается за человеком...