Трансгенные грибы и биоэтанол

25 мая, 2007, 13:44 Распечатать Выпуск № 20, 25 мая-1 июня 2007г.
Отправить

Трансгенные грибы, полученные сотрудником Тель-Авивского университета Амиром Шароном, отличаются не только тем, что производят биоэтанол из практически любого вида органического сырья. Ген бессмертия позволяет им выживать в совершенно противоестественных условиях: при очень высоких температурах, в токсичной среде и при повышенной радиации.

Обнаружили уникальные свойства грибов случайно. Через год после завершения эксперимента по изучению влияния генной модификации на развитие грибов, во время полной очистки лаборатории, была выявлена колония грибов, которая по всем законам биологии уже давно должна была погибнуть. Израильские ученые принялись ее тщательно изучать и выяснили, что именно эти организмы не только с легкостью расщепляют целлюлозу (из которой состоит преимущественно несъедобная зеленая масса сельскохозяйственных растений), но и сохраняют свою жизнеспособность даже по завершении этого процесса. Как известно, обычно грибы плохо размножаются в искусственной среде, так как слишком требовательны к условиям своего содержания. Однако их трансгенные сородичи вольготно чувствуют себя даже в промышленных ферментерах, что имеет огромное значение не только для получения биоэтанола. Предполагается, что новая технология позволит полностью революционизировать процессы биопроизводства медицинских препаратов и ферментов — индустрии, обороты которой оцениваются в 100 миллиардов долларов в год.

И все же самым актуальным сейчас считается применение трансгенных грибов для получения биотоплива. Ведь успех израильских ученых не оставляет ни малейших шансов тем пессимистам, которые утверждают, что получение биоэтанола из сельскохозяйственного сырья грозит голодной смертью беднейшим слоям населения планеты. Только лишь в США 13 процентов урожая зерновых в 2006 году пошло на производство биоэтанола, обеспечив единичные проценты от всего необходимого объема автомобильного горючего. Новая же технология, коммерциализацией которой уже заинтересовался целый ряд крупных фирм, позволит приблизиться к идеальной модели замкнутого безотходного биопромышленного цикла.