ТАК НУЖНЫ ЛИ ПРОЕКТНЫЕ ИНСТИТУТЫ?

Поделиться
Известно, что где-то в середине 80-х годов минувшего столетия в бывшем СССР начались преобразования, получившие громкое название — «научно-техническая революция»...

Известно, что где-то в середине 80-х годов минувшего столетия в бывшем СССР начались преобразования, получившие громкое название — «научно-техническая революция». Касались они и управления промышленностью. Именно тогда на базе отраслевых научно-исследовательских институтов начали создаваться всесоюзные промышленные объединения, имевшие особый статус.

Объединение «Союзхиммашпроект» было создано на базе киевского проектного института «Гипрохиммаш», что на то время было беспрецедентным — московские организации были подчинены проектантам киевского института.

Тот период в жизни института характеризовался большим напряжением в отношениях между властными, хозяйственными и научными структурами высокого уровня ответственности, но совсем разного уровня профессиональной компетентности. И все же здравый смысл восторжествовал. В состав Киевского проектного института «Союзхиммашпроект» вошли: московский, сумской, алмаатинский, бакинский, петрозаводской проектные институты. Почти все заводы химического машиностроения страны вошли в сферу проектирования указанного объединения.

Если говорить в целом — за чертежами киевских проектировщиков были восстановлены почти все станкостроительные заводы Украины, в том числе Киевский завод станков-автоматов им. Горького, три одесских станкостроительных завода и другие.

Институтом спроектированы заводы не только в Украине, но и по всему бывшему Союзу. В этом легко убедиться, ознакомившись хотя бы поверхностно с географией возведенных объектов — от Прибалтики до Дальнего Востока, в 85 городах почти во всех бывших республиках Союза.

Упомянутый период для киевских проектантов, как и для общества в целом, стал достоянием истории.

Как же в дальнейшем сложилась судьба столь авторитетной организации? Чем живет и о чем заботится нынешнее поколение разработчиков проектов химического машиностроения?

Об этом «ЗН» попросило рассказать лауреата Государственной премии В.Родака, председателя правления открытого акционерного общества «Химнефтемашпроект», директора проектного института «Гипрохиммаш».

— Виктор Андреевич, мы не раз вели речь о тех давно минувших временах. А как обстоят дела в институте ныне, в годы независимой Украины? Ведь не секрет, что много научно-исследовательских учреждений оказались за десять последних лет в очень сложной ситуации. Их хозяйственные дела, как говорят, дышат на ладан. Одни профессионалы оставили научные учреждения, другие — переквалифицировались или же совсем ушли из науки…

— К счастью, нас миновали подобные испытания судьбы. Мы не потеряли творческий пыл, сохранили свой основной научный потенциал. Несмотря на сложности, институт ни единого дня не оставался без заказов. На 2003 год мы получили заказы на сумму 1,5 млн. гривен. Все проектные разработки «Гипрохиммаша» сегодня в полном объеме получают путевку на практическое их внедрение. Такого уровня использования разработок не было и при Союзе (50% их всегда ложилось на полки до «лучших» времен).

В этой связи хотелось бы остановиться на особо важной государственной проблеме, связанной с изготовлением изделий, требующих повышенной прочности, жаростойкости. Институт вместе со специалистами киевской фирмы «Антарис» разработал проект на изготовление слитков титана и его сплавов на установках электронно-лучевого переплава. Производительность очень высокая — 5 тысяч тонн в год. Практически нами закрывается потребность в этом сплаве всего народно-хозяйственного комплекса Украины. Уже введена в эксплуатацию производственная мощность на 2,5 тыс. тонн, в перспективе — вторая очередь.

— Экономический кризис, а вместе с ним и общее замедление темпов роста промышленного производства в Украине за последние несколько лет усилили и различия в положении отдельных отраслей. Это, по-видимому, не могло не отразиться и на деятельности научно-исследовательских центров и организаций. В то же время, на мой взгляд, экономическая политика в этот период в какой-то мере была направлена на ограничение деловой активности. Не так ли?

— Машиностроение во все времена играло важнейшую роль в развитии любой отрасли, в том числе и химической. Ведь это основная база для всех отраслей народно-хозяйственного комплекса.

На снижении деловой активности большинства отраслей отечественного машиностроения сказывается узковедомственный подход к решению важнейших проблем, что поставило на колени многие предприятия важных отраслей.

На первом этапе становления Украины как независимого государства особенно пострадало машиностроение. Причин этому предостаточно. Начиная с 1991 года сменилось семь или восемь министров, много руководителей отрасли в машиностроительном комплексе.

К примеру, «интересными» были высказывания некоторых министров: дескать, зачем вообще нужны проектные институты? Немало вреда принесли и частые назначения руководителей министерств на основании узковедомственной квалификации, без учета необходимого уровня профессиональной подготовки.

В свое время (где-то в 1994—95 гг.) мы разработали целевые комплексные программы для развития машиностроительной отрасли всей Украины, утвердили их на коллегии, но дальше этого дело не пошло. Кому-то хотелось охватить все сразу, в то время как мы предлагали определить приоритетные отрасли, которыми необходимо заняться конкретно и в первую очередь, имея на это соответствующее финансовое обеспечение…

В результате был упущен момент стартового толчка и начала перспективного развития машиностроительного комплекса, в частности в сельскохозяйственной, химической, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслях.

Усилению негативных тенденций в развитии отечественного машиностроения способствовала политика верхоглядства некоторых высокопоставленных чиновников, которые практиковали модные в то время двухсот-, трехсот- и пятисотдневные рубежи достижения желаемого уровня экономического процветания.

Разрушительные тенденции легкопромышленников были перенесены и в машиностроение (разделение труда между отечественными и зарубежными исполнителями для получения быстрого эффекта). Закупалось оборудование только импортное, от собственного просто отказывались. Все отечественные машиностроительные заводы были загнаны в глухой угол, поскольку в их продукции никто не был заинтересован.

Недостаточный уровень деловой активности в развитии машиностроительного комплекса ощущается на многих направлениях и поныне. Взять хотя бы проблемы с ограничением топливных ресурсов. Разработан, к примеру, проект и технология изготовления баллонов для сжиженного газа, применяемых в автомобилях. Остается только организовать их серийное производство. А потребители на эту продукцию есть: Запорожский, Луцкий автомобильные заводы, Львовский автобусный завод… При желании такие баллоны (давление 200 атм), слегка переоборудовав, можно использовать и на иномарках. Экономия в топливе — колоссальная.

Выпуск баллонов налажен на Бердичевском заводе. К сожалению, это достижение не обеспечено покупательским спросом: сказывается наша инертность к новшествам, не срабатывает должным образом реклама и т.п.

— Проблемы, проблемы… Их масса во всех отраслях промышленно-экономического комплекса. Это, кроме всего прочего, и тяжелейший налоговый пресс, и несовершенство законодательной базы… Решение этих проблем, безусловно, потребует и времени, и напряжения государственных усилий. А, что уже сегодня предпринимается для поддержания достигнутого уровня внедрения ваших проектных разработок, которые существенно влияют на то или иное направление в развитии химической отрасли?

— Как проектный институт мы настроены, прежде всего, на увеличение объема проектных разработок (до 4 млн. грн. в год), на расширение связей с нашими перспективными заказчиками. Скажем, мы уже получили заказ на разработку технического проекта Полтавского завода химического машиностроения на производство цистерн емкостью 25 м3 для железнодорожного транспорта. Это очень перспективный заказ. Оживет вся отрасль химического машиностроения, связанного с производством цистерн, так как этот завод специализирован на производстве эмалированных емкостей.

Интересная проектная разработка выполнена «Гипрохиммашем» для российского предприятия в г. Альметьевске, в программе которого выпуск электродвигателей для добычи нефти (электропогружение). Ведь сегодня даже в Тюмени нефти на поверхности уже нет, и, чтобы удерживать необходимый уровень добычи, необходимо существенно углубляться. Это сопряжено с большими трудностями и затратами. А с помощью упомянутых насосных установок нефть выдавливается на поверхность, что значительно упрощает и удешевляет ее добычу.

Кстати, эти электронасосы закупают англичане и другие западные страны.

А вот вопрос, касающийся технического перевооружения литейного цеха упомянутого завода: возникла необходимость организации производства по выпуску специальных автомобильных дисков. На тендерной основе к решению проблемы были привлечены ряд проектных институтов — несколько российских и наш. Тендер выиграл «Гипрохиммаш». Вместе с датской фирмой разработан проект по изготовлению автомобильных дисков методом литья. Производственная линия по изготовлению 19,3 тыс. тонн литья в год уже введена в эксплуатацию. На эту продукцию мы получили очень большой заказ.

— В нынешних условиях резко усилилась конкурентная борьба между основными промышленно развитыми странами на существенное увеличение своего экспорта. В США, к примеру, в свое время был создан специальный комитет по расширению экспорта, введена система государственного гарантирования экспортных кредитов. Какую же государственную поддержку имеет «Гипрохиммаш»?

— Никакой! Есть просто беспрецедентные случаи, когда мы вынуждены обращаться в арбитражный суд, который силой юридического закона присуждал выплату нам денег за программу наращивания экспортной продукции…

— У нас действительно имеются значительные научные достижения и их практическое внедрение, хотя и не всегда у себя дома, в Украине. Должным ли образом пользуемся результатами своих достижений? Верите ли вы в перспективные изменения к лучшему?

— Со всей убедительностью утверждаю: верю! Предприятия оживают, и рано или поздно они твердо станут на ноги.

Мы уже сейчас поддерживаем контакты с разнопрофильными заводами Украины, и не только с машиностроительными.

Весьма интересной и перспективной является программа производства керамических изделий на базе украинских залежей песка-циркона путем переработки порошка-циркона и диоксида циркония.

В Украине имеются самодостаточные, единственные в Европе и одни из самых больших в мире залежи песка циркония плюс существенный научный потенциал, владеющий производством циркониевой керамики.

Поскольку циркониевая керамика по своим характеристикам является, по сути, «керамической сталью», спрос на такие изделия постоянно увеличивается (примерно на 10—15% ежегодно). Создание в Украине прибыльной продукции — технической керамики — вопрос не только экономической выгоды, но и государственного престижа. Предварительные расчеты, проведенные Государственным комитетом по энергосбережению, показывают, что уже первая очередь пуска производства на третий год могла бы поставить на мировой рынок продукции не менее чем на 100 млн. долл. США как для производства изделий (для обработки резанием и штамповкой; изготовления теплозащитных и абразивностойких покрытий подшипников и вкладышей), так и для бытовых нужд (бритв, скальпелей, искусственных суставов, кухонных принадлежностей...).

Особого внимания потребует производство циркониево-керамических энергогенерирующих элементов, применяемых на стационарных электростанциях. Энергетика на основе циркония открывает эпоху высокоэффективных двигателей на твердых электролитах с КПД в пределах 80%, экологически чистых и бесшумных. Расчеты показывают, что на один МРП- модуль необходимо изготовить керамических изделий стоимостью около 10 млн. долл. США. Только по программе США планируется изготовить к 2010 году более 130 тысяч штук. Именно производство циркониево-керамических элементов может стать основой для организации торговли украинских производителей с мировыми потребителями, прежде всего с США, Германией, Великобританией… Для практической реализации такого производства требуется примерно 2,5 млн. грн., которые окупятся менее чем за 5,5 года.

Следует заметить, что еще в 2000 году Кабинетом министров Украины были установлены сроки создания Государственной программы развития энергетики на основе циркония. Однако и до настоящего времени из-за отсутствия финансирования работы не ведутся, чем наносится ощутимый ущерб энергетике Украины.

«Гипрохиммашем» вместе с институтом НАН разработаны технико-экономические обоснования создания государственной программы. Они были утверждены и приняты для разработки следующей стадии — подготовки рабочих документов опытных установок. Но, увы!

Мы создали проектные мощности в объеме 3—4 млн.грн. в год, оснащенные современной компьютерной техникой и программами. В основном, выполнение всех заказов на проектные разработки осуществляется через Интернет.

И еще. В перспективе — реконструкция и реорганизация производства фастовского (Киевская область) завода «Красный Октябрь». Это уникальное предприятие, на котором производилась чугунная и стальная эмалированная аппаратура, так остро необходимая в пищевой и перерабатывающей промышленности, химической отрасли…

Еще одно стратегически важное направление — развитие добычи и нефтепереработки в Украине. Вот где мы должны применить все силы, знания и опыт по реконструкции машиностроительных заводов, оборудования скважин, средств транспортировки и т.д., чтобы в нашем государстве реализовались большие запасы нефти.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме