«Средняя» черная дыра

20 января, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск № 2, 20 января-27 января 2006г.
Отправить

Оказывается, в соседней галактике М82 проживает необычная, «средних» размеров черная дыра, вокруг которой быстро вращается гигантская звезда...

Черная дыра, массивнее Солнца всего в тысячу раз, — большая редкость. Изучая рентгеновские лучи, которые она постоянно посылает, Филипп Каарет из Университета штата Айова заметил периодические изменения в их яркости: каждые 62 дня они становятся то ярче, то тусклее.

Исследователи предположили, что есть некая звезда-компаньон, которая за эти 62 дня совершает виток вокруг черной дыры, и звезда эта — гигантского размера.

По мнению Карета, его работа доказывает, что существует класс черных дыр с массой в пределах от ста до десяти тысяч солнечных масс. То есть, они больше черных дыр, рождающихся после коллапса отдельной нормальной звезды, но меньше сверхмассивных дыр, обнаруженных в центрах галактик.

Открытие объясняет также, почему эта черная дыра столь ярко светится в рентгеновских лучах: она притягивает газ из внешних слоев гигантской звезды, «поймать» которую ученым помог рентгеновский телескоп — Proportional Counter Array on NASA’s Rossi X-Ray Timing Explorer.