СОЗВЕЗДИЕ ИМЕН УКРАИНЫ В КОСМОСЕ

Речь пойдет не о космонавтах или астронавтах (кстати отметим, что Леонида Каденюка все же правильнее называть не первым космонавтом Украины, а первым астронавтом - так принято называть участников космических полетов по программам США. Космонавты в Украине уже были и первый среди них - Павел Попович). Как говорили в древности - «Всегда чти следы прошлого». Далее речь как раз и пойдет о следах прошлого и настоящего на «пыльных тропинках далеких планет».

Из школьных лет всем хорошо известны названия больших планет Солнечной системы, которые можно увидеть даже невооруженным глазом на небе. Но кроме больших планет, в основном, между орбитами Марса и Юпитера вращается большое число так называемых малых планет, или астероидов («звездоподобные»). Они так же, как и большие планеты, вращаются вокруг Солнца, так же сами не излучают свет, а светятся отраженным солнечным светом. Сейчас малых планет обнаружено более четырех тысяч - целый хоровод, известный в литературе как кольцо астероидов. Полагают, что общее число малых планет, движущихся в кольце, достигает миллиона. Если бы чувствительность сетчатки наших глаз возросла в миллион раз, чтобы мы смогли увидеть все эти объекты, то на небе, кроме Млечного Пути, засветилась бы еще одна полоса, усыпанная светящимися точками - астероидами, тянущаяся вдоль эклиптики.

Все малые планеты занесены в международные каталоги под определенными номерами и именами. Право присваивать имя имеет астроном, открывший малую планету, но воспользоваться этим правом он может лишь после того, как планете присвоен номер. Между тем, от открытия малой планеты до присвоения ей номера проходит иногда не одно десятилетие, пока наблюдения не подтвердят, что это действительно новый открытый объект.

Первая малая планета была открыта случайно 1 января 1801 года итальянским астрономом Джузеппе Пиацци (1746-1826) и названа Церерой по имени богини плодородия и земледелия.

В течение многих лет открытым малым планетам давали только женские имена, но вскоре от этой традиции отказались. Размеры малых планет различны - от 1 км до тысячи, самые крупные: Церера имеет диаметр 1003 км, Паллада - 601 км, Вега -

538 км. Вначале ученые предполагали, что малые планеты возникли в результате распада большой планеты, которой дали название Фаэтон и орбита которой находилась между орбитами Марса и Юпитера. С именем этой планеты были связаны красочные легенды, но в настоящее время гипотезу о существовании Фаэтона разделяют не все астрономы.

На рисунке представлена малая планета Ида, сфотографированная американским космическим аппаратом «Галилео» на его пути к Юпитеру в 1993-1994 гг. Этот снимок сенсационный - открыта первая луна, вращающаяся вокруг малой планеты: вокруг Иды вращается Дактиль - ее спутник.

Поиски малых планет с Земли ведут астрономы 88 обсерваторий 30 стран мира. И среди этих обсерваторий одно из первых мест принадлежало Симеизской в Крыму, а сейчас принадлежит ее наследнице - Крымской астрофизической обсерватории (КрАО). Симеизская обсерватория была построена в 1908 году на горе Кошка, вблизи Симеиза, в Крыму владельцем обширного имения, любителем астрономии Николаем Сергеевичем Мальцовым (1848-1939). Впоследствии он передал обсерваторию в дар пулковским астрономам, и уже в 1912 году молодой астроном Григорий Неуймин открыл малую планету, названную им Симеизией (№748), вторая открытая им планета получила название Мальцовия (№749). Так было положено начало открытию малых планет в Симеизе. Всего здесь было открыто более 200 малых планет: 70 открыл Г.Неуймин (1886-1946), 30 - С.Белявский (1883-1953), 17 - Г.Шайн (1892-1956), 10 - В.Альбицкий (1891-1952). Вторая мировая война не только прервала наблюдения, но и превратила в руины Симеизскую обсерваторию. После окончания войны (кстати, малая планета под номером 1908 названа Победой в честь 30-летия победы во второй мировой войне) наряду с восстановлением Симеизской обсерватории было решено построить новую, недалеко от Бахчисарая. Теперь это всемирно известное научное учреждение - Крымская астрофизическая обсерватория, которая приумножила славу Симеизской в деле открытия малых планет. Особенно знаменитыми «ловцами» астероидов являются астрономы Н.Черных (более 100 открытий), его супруга Л.Черных (более 50), Т.Смирнова (более 50), Л.Журавлева (более 30).

Астрономы по характеру своей профессии - интернационалисты, поэтому, обладая правом давать имена открытым малым планетам, крымские наблюдатели увековечили в Космосе имена многих знаменитых людей всего мира, а также города и страны. А мы, как это делали астрономы в древности, выделяли из множества имен на небе лишь те, что связаны с Украиной, в отдельное символическое созвездие.

Под номером 1709 значится малая планета Украина, открытая Г.Шайном в 1925 г. В честь 1500-летия Киева малая планета №2171 носит имя столицы Украины - Киев. Есть на небе «космические украинские города»: Одесса (№2606), Полтава (№2983) и Диканька (№2922), Херсон (№2701), Сумиана (№2092 - в честь города Сумы), Каховка (№2894).

И конечно же первооткрыватели малых планет представили в Космосе целое созвездие крымских названий. Есть здесь и Таврия (№814), и Крымия (№1140), Ялта (№1475), Симферополь (№2141) и Севастополь (№2121) - названы в честь 200-летия этих городов. А далее: Коктебель (№3373), Массандра (№3298), Бахчисарай (№3242), КрАО (№1725), Артек (№1956) и другие. Интересно, что упомянутый выше космический аппарат «Галилео» сфотографировал астероид Гаспра (№951), названный в честь городка на Южном берегу Крыма, а на основании этого снимка ученые сделали вывод, что Гаспра, по всей видимости, осколок одной из тех малых планет, у которых орбиты были очень близки друг к другу, что привело к гибели одной из них.

История принятия христианства на Руси также нашла отражение в Космосе. Малые планеты под номерами 2966, 2967 и 3441 названы в честь 1000-летия принятия христианства, соответственно, Корсуния (Корсунь, современный Херсонес, - место крещения Киевского великого князя Владимира Святославовича), Владисвят (в честь великого князя Владимира Святославовича) и Почайна (речка в древнем Киеве - одно из мест крещения киевлян в 988 г.).

Возможно скоро с помощью космических кораблей будут получены снимки малых планет, названных Кобзарь (в честь Тараса Шевченко), Каменяр (в честь Ивана Франко), Леся (в честь Леси Украинки), Сковорода (в честь украинского философа, поэта, просветителя). Украинская земля вырастила, воспитала и вдохновила многих, чьи имена широко известны и которые увековечены и в Космосе, это малые планеты Гоголь (2361), Гриневия (в честь Александра Грина), Булгаков (3469), Катаев (3653), Короленко (3853), Параджанов (3963), Довженко (4520), Быков (4682), Бабель (5808), Утесов (5808) и др.

Здесь и созвездие всемирно известных людей науки и техники: Королев (1856), Патон (2727), Амосов (2948), Филатов (5316).

Прокатившаяся по Украине вторая мировая война также нашла свою хоть и небольшую, опаленную огнем страницу в Космосе.

Малая планета Аджимушкай названа в честь подпольного гарнизона, воевавшего в Аджимушкайских каменоломнях вблизи Керчи, Ляля - в честь студентки-партизанки подпольщицы Ляли Убийвовк из Полтавы, Ольшания - в честь К.Ольшанского и его отряда моряков-десантников, погибших при освобождении Николаева в марте 1943 года, всем 67 ольшанцам было присвоено звание Героя Советского Союза. Малая планета Журналист названа в честь диверсионной группы, действовавшей в тылу врага на Херсонщине в 1943 году под руководством М.Смилевского.

И конечно же, есть среди малых планет целая плеяда имен астрономов Украины. Прежде всего это имена астрономов-первооткрывателей, о которых шла речь ранее, планеты Неуймина, Шайн, Альбицкий, Белевская, а также имена всемирно известных астрономов: Орлов, Северный, Цесевич, Всехсвятский, Богородский и многих других, перечислить которые просто невозможно в небольшой статье. Отметим также тех, кто ныне приумножает славу Украины как большой астрономической державы и в честь которых названы малые планеты: Черных - в честь Николая Черных, энтузиаста поиска новых планет, крымского астронома, Яцкив - в честь Ярослава Яцкива, академика, директора Главной астрономической обсерватории НАН Украины, президента Украинской астрономической ассоциации, известного ученого в области изучения вращения Земли, Стешенко - в честь Николая Стешенко, академика, директора Крымской астрофизической обсерватории, видного специалиста в области астрономического приборостроения, Чурюмов - в честь Клима Чурюмова, известного специалиста в области комет, открывшего две новые кометы в XX столетии. Климишин - в честь Ивана Климишина, профессора Ивано-Франковского университета, известного украинского ученого и популяризатора астрономии и др.

Кроме того, «космическая летопись» хранит и такие имена: Горлица - в честь М.Руденко, учительницы и собирателя украинского фольклора, руководителя хора «Горлица» в г.Могилев-Подольский Винницкой области, Неяченко - в честь журналиста, любителя астрономии, автора книги «Звезда в подарок», в которой автор более подробно, чем в этой заметке, рассказывает о названиях малых планет.

Согласно решению Международного астрономического союза действительно «на пыльных тропинках далеких планет» также есть имена Украины. Один из наибольших кратеров Меркурия назван именем Тараса Шевченко, на Венере есть кратер «Аксентьева» - в честь чл.-корр. Академии наук Украины, бывшего директора Полтавской гравиметрической обсерватории З.Аксентьевой (1900-1969), видного специалиста в области гравиметрии. На Марсе есть кратер «Барабашов» - в честь академика Н.Барабашова (1984-1971), бывшего директора Харьковской астрономической обсерватории, известного специалиста в области исследования планет и Луны. На спутнике Юпитера Тесисе увековечено имя Нестора-летописца. Кратеры на Луне названы в честь Ю.Кондратюка, С.Королева, В.Вернадского, М.Янгеля и др. А в Космосе свой вечный полет совершают кометы, открытые Г.Неуйминым, Г.Шайном, К.Чурюмовым, С.Герасименко и носящие их имена.