СЛЕДЫ ДРЕВНЕЙ ЖИЗНИ

Как утверждают норвежские ученые, скалы Южной Африки, имеющие вулканическое происхождение, сохранили следы жизнедеятельности микроорганизмов, существовавших на Земле 3,5 миллиарда лет назад. Микроорганизмы известны своей способностью образовывать в застывшей лаве микротрубки, на стенах которых в результате их жизнедеятельности остаются нуклеиновые кислоты, углерод и азот. Теперь же аналогичные образования обнаружены в древних слоях горных пород. Размеры этих микротрубок составляют 4 микрометра в ширину и 50 микрометров в длину. На их стенках обнаружены следы углерода, которому исследователи приписывают органическое происхождение.

Других следов древней жизни в этих породах обнаружить не удалось. Ученые объясняют это тем, что во времена архея эти скалы опустились под землю и миллионы лет подвергались 300-градусной температуре. Их оппоненты вполне согласны считать наличие в породах таких микротрубок признаками жизнедеятельности организмов. Однако дату их существования решительно оспаривают. «Это как лондонское метро, — утверждает один из них. — Туннели для него проложены 100 лет назад, хотя возраст пород, в которых их пробивали, исчисляется 50 миллионами лет».