СКОЛЬКО СТОЯТ НАУЧНЫЕ НОВОСТИ?

27 сентября, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск № 37, 27 сентября-4 октября 2002г.
Отправить
Отправить

Что знают жители зарубежных стран о науке Украины? Не ученые, а обычные люди, читающие газеты и журналы, пользующиеся информацией из Интернета?..

Что знают жители зарубежных стран о науке Украины? Не ученые, а обычные люди, читающие газеты и журналы, пользующиеся информацией из Интернета? Можно со стопроцентной уверенностью сказать — ничего. Да что там иностранцы — в самой Украине нет ни одного (!) агентства новостей, откуда сами украинцы могли бы регулярно черпать свежую информацию о результатах работы наших НИИ, научных центров и университетов.

До недавнего времени такая ситуация была характерна и для России.

ИнформНаука прорубает окошко в Европу

В России переломить ситуацию первыми решились сотрудники научно-популярного журнала «Химия и жизнь». Толчком послужило участие во Всемирной конференции научных журналистов в Будапеште в июле 1999 года, где присутствовали представители различных международных агентств научных новостей и пресс-центров, в том числе такое известное, как AlphaGalileo. В результате в этом же году с легкой руки главного редактора «ХиЖ» Любови Стрельниковой в качестве отдела ООО «Издательство научно-популярной литературы «Химия и жизнь» было создано агентство ИнформНаука.

Первым делом (в январе 2000 года) россияне наладили на своем сайте в Интернете еженедельный выпуск новостной ленты на русском языке. Сегодня материалы ИнформНауки используют большинство центральных российских газет и журналов, инвестиционные фонды и коммерческие фирмы. Агентство сотрудничает также с Российской академией наук и фондами, которые финансируют научные исследования, — РФФИ, РГНФ, МНТЦ. Эти организации помогают ИнформНауке добывать свежую информацию, приглашают на свои научные мероприятия, направляют в агентство ученых с интересными разработками.

Однако нужно отметить, что при идентичной информационной продукции финансовый механизм ИнформНауки работает принципиально иначе, чем у западных коллег. Так, научные новости европейские и американские пресс-центры и агентства не продают редакциям, а «раздают» бесплатно, поскольку развитые страны заинтересованы в максимальной открытости такого рода информации. А живут такие журналистские организации за счет крупных программ Евросоюза, своих правительств, мэрий, научных институтов, фондов и так далее и тому подобное. Новости им пишут на безгонорарной основе штатные пресс-секретари НИИ или сами ученые. Пресс-секретари работают при каждом институте, не говоря уже о научных обществах, куда свои пресс-релизы посылают все научные журналы. Естественно, интернет-центры типа AlphaGalileo являются аккумулятором огромного количества свежих или, как говорят по-английски, «горячих» научных новостей.

Ни в России, ни в Украине так организовать работу невозможно. Государство подобного рода проекты не финансирует. Передавать научные новости по долгу службы некому, делать это бескорыстно тоже никто не будет. Значит, необходима сеть корреспондентов, которым нужно платить гонорар, новости нужно кому-то продавать. Кому? Различным газетам и журналам. Согласятся ли они платить? Оказалось, да, по крайней мере российские. «Литературная газета», например, выпускает с ИнформНаукой даже целые совместные полосы. Среди подписчиков этого агентства — многие другие центральные издания. От «Комсомольской правды», «Ведомостей», «МК», «Известий», «Литературной газеты», «Российской газеты» до глянцевых журналов «Крестьянка», «ИД «Бурда» и Elle.

И хотя в сравнении с европейскими организациями такого рода финансовые потоки текут с точностью «до наоборот», не говоря уже об их полноводности, ИнформНаука работает интересно и стабильно. Она предоставляет масс-медиа стандартизированную, проверенную и интересную информацию о достижениях науки в режиме коммерческого предприятия. По пословице «свято место пусто не бывает» в это агентство, которое поначалу задумывалось как чисто российское предприятие, потянулись журналисты-научники и пишущие ученые из других стран СНГ. Сотрудничаю с ИнформНаукой и я.

Помимо прочего, меня «греет» сознание, что, кроме жителей СНГ, о работах харьковчан узнают англоязычные читатели из других стран, поскольку материалы ИнформНауки переводятся и на английский язык. Их можно увидеть на страницах электронного журнала Alchemist фирмы ChemWeb и на сайте AlphaGalileo по знаменитому адресу www.alphagalileo.org. Как известно, этот информационный ресурс обеспечивает круглосуточный доступ к европейским научно-техническим новостям.

Есть ли проблемы у ИнформНауки? Конечно. Одна из них — поиск и воспитание квалифицированных авторов. Все-таки научная тематика — особая и непростая сфера журналистики, требующая передовых навыков и эрудиции. Вторая проблема заключается в «нестыковке» финансового статуса ИнформНауки с европейскими агентствами. В качестве коммерческого предприятия россияне могут предложить информацию зарубежным коллегам только за деньги, а те искренне не понимают, за что нужно платить. У них-то масса бесплатных источников, которые шлют новости ежедневно и в огромном количестве. Вот и приходится ИнформНауке «дозировать» поток бесплатных новостей на сайты европейских новостных лент, чтобы не обидеть отечественных подписчиков.

Есть и третья проблема, весьма специфическая. Допустим, новость из России или Украины очень заинтересовала научного обозревателя из некоей солидной европейской газеты. Он желает узнать дополнительно какие-то детали разработки и звонит ученому в институт по указанному в ссылке к информации номеру телефона или пишет послание с помощью электронной почты. А поднявший трубку сотрудник или искомый ученый на иностранном языке не говорит, свободным доступом к Интернету не обладает. Или вообще не горит желанием общаться с каким-то иностранцем, который неизвестно чего хочет. В результате менеджерам ИнформНауки нередко приходится помогать западным коллегам налаживать контакты, заниматься переводом и так далее — одним словом, заниматься совершенно посторонней и неоплачиваемой работой.

По признанию главного менеджера агентства Татьяны Пичугиной, наученная горьким опытом, она теперь отправляет на AlphaGalileo только хорошо проверенную информацию, твердо зная, что указанный в тексте научный сотрудник владеет английским, имеет свободный доступ к электронной почте и не будет против общения с иностранным журналистом.

Научный пиар — это тоже наука

Несмотря на все трудности, сотрудничество ИнформНауки с зарубежными коллегами активно развивается. В частности, благодаря дружбе агентства с научным отделом Британского совета. Как известно, у англичан в области пропаганды науки давние традиции и большой опыт работы. По предложению Любови Стрельниковой эта известная международная организация помогла недавно организовать в Москве семинар для научных журналистов и пресс-секретарей научных организаций, вернее, тех, кто так или иначе выполняет эти функции. Британский совет даже задумал провести в России целый цикл мероприятий разного рода, чтобы активизировать здесь популяризацию научных знаний.

Главные партии в семинаре вели приехавшие из Великобритании профи высокого уровня. В том числе основатель того самого интернет-центра европейской информации в области науки и искусства AlphaGalileo Питер Грин, который уже более 25 лет успешно работает на ниве научного пиара.

Британцы сообщили: существуют три заинтересованные категории граждан, которые могут и должны продвигать науку «в массы». Это ученые, достигающие определенных результатов, пресс-службы НИИ и университетов. А также, собственно, научные журналисты СМИ, изготавливающие из того сырья, которое им поставляют пресс-службы, полноценные материалы о достижениях современной науки и технологий. По мнению англичан, ликбез должен охватить все три названные группы в СНГ, поскольку, судя по отсутствию в западных СМИ научных новостей из постсоветских стран, все они в этом деле не искушены.

Пять заповедей успешного научного пиара, изложенные британцами, выглядят так.

1. Пресс-секретари научных организаций и научных обществ должны всячески дружить с журналистами и оказывать им информационную помощь.

2. Пресс-секретари должны хранить верность своей организации, поставлять максимально полную информацию о ее достижениях, оберегая в то же время «первых лиц» от излишне назойливого внимания прессы.

3. Они должны знать в лицо, всячески холить и лелеять сотрудников проверенных и солидных изданий, которые зарекомендовали себя в качестве серьезных авторов. С другими отношения тоже не портить, но ухо держать востро.

4. Никогда-никогда не давать ложной или непроверенной информации.

5. Всегда выполнять свои обещания по отношению к СМИ в срок. Пресс-релизы рассылать максимально оперативно. Помнить принцип, действующий в журналистике, — лучше никогда, чем поздно.

Естественно, журналисты-научники сразу поинтересовались, стоит ли им самим или ученым попытаться самостоятельно работать с AlphaGalileo? Питер ответил, что для его сотрудников гораздо удобнее получать информацию от пресс-секретарей НИИ в виде грамотно составленных пресс-релизов. Ученым же, если они доступны по какому-то из каналов связи и свободно владеют английским, целесообразней зарегистрироваться на сайте в качестве экспертов в определенной области знаний и по мере необходимости давать разъяснения британским и прочим журналистам.

Любопытным был рассказ Питера Грина о структуре организации AlphaGalileo и планах расширения сети представительств. Сегодня в шести странах Европейского Союза — Великобритании, Германии, Греции, Португалии, Финляндии и Франции — существуют национальные пресс-офисы этой организации, сотрудники которых тщательно отбирают внутреннюю научную информацию. После оперативной проверки в головном пресс-офисе все самое интересное размещается на сайте. По мнению Питера Грина, научные новости из России (об Украине речи вообще не было) также могли бы стать одной из мощных составляющих европейского информационного потока. По крайней мере, вопрос об открытии российского представительства AlphaGalileo, равно как и возможность перевода на русский содержимого европейского интернет-ресурса, уже рассматривается.

— Итак, ИнформНаука первой прорубила «окно в Европу» для потока научных новостей. Что же все-таки нужно, чтобы активно влиться в европейский мэйнстрим? — спрашиваю главного менеджера агентства Татьяну Пичугину.

— Прежде чем вливаться в мейнстрим, подумайте, на какой эффект вы рассчитываете? — говорит Татьяна. — Из-за рубежа денег на организацию и функционирование такого агентства вы не получите. Хотите, чтобы все знали о достижениях отечественной науки из чистого патриотизма? А готова ли она, отечественная наука, воспользоваться преимуществами гласности? Наш опыт свидетельствует: не многие наши ученые хотят и умеют общаться с европейскими журналистами. Уверена, здесь нужна заинтересованность правительства и общества в целом. Без этого агентство научных новостей не сможет работать по международным стандартам. Да, мы сумели влиться в европейскую струю новостей науки, но ручеек этот еще очень тоненький и он в любой момент может иссякнуть. А ведь он во всем СНГ пока один-единственный…

Научные новости — это имидж страны

— Можно ли сказать, что наука Украины сегодня для европейцев — terra incognita? — спрашиваю основателя AlphaGalileo Питера Грина.

— Это не совсем так. Европейское научное сообщество имеет представление об украинской науке. Однако подозреваю, что обычные люди действительно имеют скудные знания о вашей стране вообще и о науке в частности.

— Заинтересовано ли AlphaGalileo в получении научных новостей из Украины и публикации своих новостей в украинских изданиях?

— Конечно! В соответствии с нашей политикой рассылок мы не просто обслуживаем государства Европейского Союза, мы оказываем информационные услуги всей Европе. И хотели бы помочь в этом коллегам в Украине. Такой обмен информацией дает нам возможность отчитаться перед Европейской комиссией и правительствами Европы, каким образом мы оказываем помощь европейским научным сообществам.

— Существует ли, на ваш взгляд, связь между величиной и потенциалом какой-либо страны и потоком научных новостей из нее?

— Приведу в пример Финляндию. Это маленькая страна, тем не менее в ней функционирует национальный офис AlphaGalileo и она известна всей Европе благодаря своим новейшим технологиям. Я, например, пользуюсь сейчас мобильным телефоном, чтобы послать ответы на ваши вопросы из аэропорта Хитроу.

— Можно ли привести какие-то цифры, характеризующие работу AlphaGalileo?

— В AlphaGalileo зарегистрировано свыше 3500 журналистов, которые регулярно просматривают нашу ленту. А вообще с нами сотрудничают около 760 организаций из 29 стран.

— Высок ли в Англии социальный статус научного журналиста?

— Да, этот статус значителен.

— Кто, на ваш взгляд, больше всего нуждается в обмене научными новостями?

— Наш главный приоритет — мировые масс-медиа. Несомненно также, что публикация результатов европейских исследователей в украинской прессе и, наоборот даст Украине большую возможность почувствовать себя частью европейской семьи. Существующие информационные барьеры приводят к тому, что Украина сейчас, несмотря на ее научные достижения, не имеет имиджа научно-технически развитого государства Европы.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК