Про минувший год в елочных тонах

Поделиться
Про минувший год в елочных тонах
Надежда на восстановление научного потенциала Украины еще жива.

2017 год преисполнен бурных событий в образовании и науке. Вместе с вами мы надеялись и критиковали, радовались и разочаровывались. Поводов для этого было более чем достаточно. Министерство образования недавно предложило учителям новацию: исправлять ошибки зеленой, а не красной пастой. Вот и мы решили в предновогоднем выпуске ZN.UA предложить экспертам, авторам и героям наших публикаций рассказать про минувший год в мягких зеленых (елочных) тонах. На наш вопрос "Какие, на ваш взгляд, события со знаком "плюс" произошли в 2017-м, и каковы ваши ожидания на 2018-й?" мы получили разные ответы, как ожидаемые, так и немного неожиданные.

Тамара ГУНДОРОВА, профессор, член-корреспондент НАН Украины, член Научного комитета:

- Считаю, что значительным событием минувшего года стало создание Научного комитета и Нацсовета по вопросам развития науки и технологий. О реформе науки говорится много и давно, однако такие разговоры преимущественно носят несколько закрытый и локальный характер. Правда, мы начали уже громко говорить о таких вещах, как плагиат и случаи научной недобропорядочности. Более того, уже возникла потребность рассматривать такие вещи как государственно важные, говорить о коррозии и коррупции науки, ее фальсификации и бюрократизации. И все же наука до сих пор остается на маргинесе государственных интересов, а каждый служащий, даже очень далекий от нее, считает себя правомочным оценивать ее полезность или бесполезность. Низкая зарплата, падение престижа, отсутствие необходимой базы, утечка первоклассных специалистов за рубеж и, надо сказать честно, значительная провинциализация украинской науки, а также появление псевдонауки и агрессивного невежества приводят к девальвации ценности науки в социуме, а также ее тривиализации, когда бессознательно в социум вбрасывается мнение, что каждый может получить научную степень, и это и является наукой. Парадокс заключается в том, что, вопреки потере ценности, наука все еще ею остается: для настоящих ученых - реальной, для имитаторов - поддельной. Научными степенями на всякий случай запасаются даже госслужащие и высокопоставленные должностные лица, - у них еще осталось представление, что наука - это символический капитал, придающий им ценность. В целом живем в мире, переполненном эмоциями, в мире постправды, поскольку рациональное мышление и критическая оценка, которыми владеет и которые развивает и культивирует наука, вообще обесцениваются. Поэтому образование Научного комитета я рассматриваю как государственную попытку реанимировать ценности и статус науки в Украине. Наука того заслуживает! Глубоко убеждена, что, забрасывая науку, Украина теряет себя, превращается в придаток дешевой рабочей силы, становится легко манипулируемой и нестабильной.

На что надеюсь? На восстановление научного потенциала и престижности и ценности науки в Украине. Нас ожидает очищение ее от имитации, утверждение международных стандартов, и эти процессы будут мучительными. Когда-то известный украинский интеллектуал Юрий Шевелев говорил о высокой литературе как литературе "не для детей". Я говорю о высокой науке "не для детей". И большие надежды возлагаю на Национальный исследовательский фонд, положение о котором разработал Научный комитет. Мы приближаемся к международной практике финансирования науки не по колхозному принципу - "всем всего понемногу", а по принципам здоровой конкуренции. Речь идет о финансировании на грантовой и проектной основе действительно достойных и высококвалифицированных работ. Таким образом будут отсеиваться ничтожества и массовка псевдонауки. У нас слишком много ученых и мало науки. Следует стремиться наоборот - к большой науке и здоровому и профессиональному сообществу ученых.

Наукой должны заниматься те, кто без нее не может жить. А обязанность государства - ценить и лелеять таких людей!

Владимир БАХРУШИН, член Национальной команды экспертов по реформированию высшего образования, советник министра образования и науки Украины:

- Принятие нового Закона Украины "Об образовании", на мой взгляд, стало событием со знаком "плюс". Он дает возможность начать развитие в Украине современной конкурентоспособной системы образования, что будет отвечать требованиям соискателей образования, рынка труда, новым социально-экономическим реалиям, современным технологиям.

Впереди тяжелая работа по имплементации нового закона. Это требует внесения существенных изменений в другие образовательные (и не только) законы, разработки большого количества нормативных документов Кабинета министров и МОН. Еще более сложными будут изменения в сознании работников образования, которые привыкли, что все решения принимает кто-то "наверху", а они только их выполняют и между собой обсуждают указания власти.

Теперь значительно повышаются автономия учебных заведений, академические свободы преподавателей и соискателей образования, а следовательно, и их ответственность за результаты. Но далеко не все к этому готовы.

Также существенным образом меняются функции и полномочия органов власти, уменьшаются их полномочия по "управлению" учебными заведениями. Вместе с тем значительно возрастает ответственность за решение стратегических вопросов, а также за обеспечение основанных ими учебных заведений необходимыми ресурсами. Это требует изменения мышления работников органов власти и образования. Но пока на вопрос, почему вы так сделали, приняли то или иное решение, чаще всего можно услышать: "Потому что мы всегда (10-20-30 лет) так делаем". В ближайшее время такая инерция мышления будет основным тормозом реформирования образования. Но реформа все равно состоится, потому что другого пути у нас нет.

Егор СТАДНЫЙ, аналитик центра CEDOS:

- Впервые за все годы независимости бюджетные места на магистерские программы между вузами распределялись объективно, на основании формулы, которая включает показатели деятельности вузов. То есть места доставались тем, у кого были лучше показатели. Все предыдущие годы места распределялись по субъективному решению конкурсной комиссии, в которую очень часто входили сами представители вуза. А ведь речь идет о распределении нескольких миллиардов гривен из государственного бюджета.

Ожидаю, что парламент в 2018 г. примет изменения в Закон "О высшем образовании", которые коренным образом изменят систему финансирования высшего образования. Две ее основные цели - финансировать согласно затратам; финансировать те учебные заведения, которые дают лучшее образование.

Александр ГАБОВИЧ, ведущий научный сотрудник отдела физики кристаллов Института физики НАН Украины, доктор физико-математических наук:

- Много выдающихся событий, происходивших в уходящем году, нельзя, вследствие непрерывности их хода, однозначно маркировать как события-2017. К процессам, которые продолжаются долго и еще, вне сомнения, продолжатся в будущем, прежде всего относятся вооруженные конфликты, в ходе которых гибнут лучшие воины и невинные мирные граждане. В 2017 г. вооруженное противостояние показало, что легкой добычей агрессора Украина уже не будет, а "включить" войну на полную мощность России мешают внешние факторы. Впрочем, опасность эскалации боевых действий отнюдь не исчезла.

Если затронуть украинскую образовательно-научную сферу, то прошлый год ознаменовался дальнейшим одичанием руководства и псевдонаучной братии, захватившей власть почти во всех соответствующих учреждениях; игнорированием принятых законов; попытками заменять законы новыми правилами ad hoc, написанными "на колене". Такого количества глупости и бесстыдного плагиата в публикациях отечественных невежд мы еще не видели. А тем временем мировая наука и далее развивается быстрыми темпами - благодаря высокой квалификации ученых и значительным финансовым вложениям.

Самым значительным событием года считаю открытие международным коллективом гравитационных волн, предсказанных еще Эйнштейном. А неоднократные требования украинского правительства к нашим ученым получать результаты "нобелевского уровня" и чуть ли не каждый год и немедленно внедрять их в народное хозяйство (кстати, есть ли оно и чье оно?) в холодных помещениях за низкую заработную плату являются бессмысленными и смехотворными. Вследствие негативных явлений, происходивших в течение последних десятилетий, украинская наука находится сейчас на грани коллапса и нуждается в международном финансовом и кадровом аудите, а затем - возрождении на честных началах.

В следующем году можно ожидать новых научных открытий в мире - в основном в области твердого тела и связанной с этим электроники. Непременно появятся новые впечатляющие образцы авиационной техники и ракет многоразового использования, и путешествия в космос в ближайшее время станут рутинными.

Украинская естественная наука. В этой сфере надеюсь на новые достижения высокого уровня, полученные при финансовой и организационной поддержке зарубежных партнеров. К сожалению, у меня нет ни малейшей надежды, что аналогичные достижения получим в социальных науках, поскольку исследовательское поле здесь полностью выполото и выжжено.

Эдуард Рубин, председатель правления компании "Телесенс", член правления харьковского ІТ-кластера, экс-и.о. ректора ХНУРЭ:

- В сентябре 2017 года вступил в силу долгожданный Закон об образовании. В нем прописаны довольно прогрессивные для нашей системы нормы: автономия школ, инклюзивное образование, выборы директоров школ. Это событие со знаком "плюс". Однако прописать на бумаге и выполнить - совершенно разные вещи. Этот закон уже вызвал бурю обсуждений. Скажу лишь одно: пока профессия учителя не является престижной и высокооплачиваемой, пока педагогами не становятся лучшие из лучших, а в
педвузы поступают со 130 баллами, пока высшая школа судорожно латает дыры в школьном образовании, споры о
10- или 12-летнем обучении и обсуждение новейших программ и методик так и останутся бесполезными. Можно по-разному называть весельную лодку, но пока там не появится двигатель, катером она не станет.

И еще. Если самая важная и раскрученная реформа МОН - разрешение не ставить отметки красными чернилами, можно себе представить, насколько наше образование зарегулировано и насколько школы несамостоятельны.

Есть еще одно важное событие, правда, сразу с двумя знаками - "плюс" и "минус". Значимое не только для меня лично (см. ZN.UA от 23.12.2016 г. Эдуард Рубин: "Через десять лет специальность программиста уже не будет отдельной").

Оно показательно для понимания того, что происходит в системе образования. Ровно год назад решением Министерства образования я был незаконно уволен с должности и.о. ректора ХНУРЭ. Два суда, включая апелляционный, подтвердили незаконность увольнения. Это плюс - через суды все же удается добиться справедливости.

Однако МОН, вопреки требованиям исполнительной службы, не выполняет решение суда. Более того, суд запретил МОН подписывать контракт с новым ректором, но министерство его все же подписало. И это событие, точнее, не событие, а сам факт игнорирования органом власти (министерством) судебных решений - событие со знаком "минус". За невыполнение решения суда МОН исправно платит штрафы, но чиновники делают это отнюдь не из своего кармана. Эти штрафы выплачиваются из бюджета, за счет налогоплательщиков. Вопиющее проявление цинизма. Очень показательно.

Несмотря на сложность ситуации в нашем образовании, остается надежда на то, что когда-нибудь и на нашей улице будет праздник. Самой долгожданной перспективой, которая станет отправной точкой для развития высшей школы, считаю частно-государственное партнерство. Стране необходима мощная законодательная база, которая будет служить доказательством открытости государства к честному и прозрачному сотрудничеству с бизнесом. Первые ростки уже начали появляться - в сентябре 2017 года был представлен проект закона о концессиях, разработанный Министерством экономического развития и торговли вместе с ЕБРР. Проект предполагает возможность государства передавать объекты, которыми владеет, в аренду частному бизнесу. Остается надеяться, что в ближайшее время такой закон вступит в силу и будет успешно работать. В результате вузы и бизнес смогут создавать совместные структуры.

Еще один вопрос о законодательной базе - процесс выбора ректора университета. Сейчас в Законе о высшем образовании много дыр, а возникающие коллизии создают плодородную почву для взращивания коррупции и тормозят развитие высшего образования. Все это нужно исправлять, при этом полностью пересмотрев процедуру выборов: голосовать за кандидатуру ректора или директора должны только ученые и преподаватели этого вуза - никакого вспомогательного персонала. Свой голос должен иметь и бизнес, как основной заказчик специалистов, а также представители профильного министерства.

И, наконец, Украину ждет процесс трансформации системы управления наукой. Если, конечно, мы не хотим вообще остаться без науки. Дело в том, что у нас нет возможности самостоятельно финансировать фундаментальные исследования, так же как и в большинстве стран, поэтому нужно развивать грантовое международное сотрудничество. Основной упор стоит делать на прикладные науки, причем на те, где есть спрос от бизнеса. Финансирование таких исследований также должно вестись бизнесом и государством совместно. Схема проста: заинтересован бизнес в теме или направлении - он выделяет часть средств, остальное дает государство. Таким образом мы повысим качество науки и внедряемость открытий и изобретений.

Елена Бондаренко, Алена Парфёнова, Роман Бондаренко (ОО "КГО "Родители SOS"):

- Родительские общественные организации консолидируются для решения глобальных проблем. В городах и городках страны родители создают общественные организации, которые проникаются именно вопросами образования. Потому что уже поняли, что ни один "добрый царь" порядок в их школе не наведет, надо делать это своими силами.

Можно уверенно сказать, что в этом году родители определились с основными проблемами, которые мешают детям учиться и нарушают их права в школе (как например школьная форма, принудительная "благотворительность", дежурства/уборка учениками школы, театры/цирки вместо уроков). Все то, чем пытаются заменить процесс обучения, - бизнес вокруг образования, никоим образом не повышающий уровня знаний.

Изменения произошли в сознании родителей. Они уже не просто отдают ребенка в школу, как в камеру хранения, а спрашивают, что было в школе, что учили, как учили. Родители начали интересоваться материальным обеспечением, почему местная власть держит средства на депозитах, а не вкладывает их в наше будущее - образование детей.

Надеемся, что в следующем году будет реализован равный доступ детей в учебные заведения - без конкурсов в первый класс, без лучших программ для тех, кто может заплатить за дополнительные рабочие тетради, и т.п. Мы должны внедрить во всей стране успешный опыт столицы по конкурсному отбору руководителей учебных заведений. Все это уже прописано в новом Законе "Об образовании". Теперь нужно это все реализовать.

Важно также усилить контроль над расходами на образование по бюджету, а это возможно лишь при автономии учебных заведений, - планируем помочь школам научиться стать самостоятельными в своей деятельности. И главное - научиться нам всем при решении образовательных проблем исходить прежде всего из интересов ребенка.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме