Наверное, одним из важных отличий правил жизни украинского социума от европейского является легкомысленное отношение к принципам предотвращения конфликта интересов в социальных сферах жизни.
Как показали недавние выборы исполнительного директора Национального фонда исследований (НФИ), этого недостатка не лишена и часть украинского научного сообщества. Одним из главных требований Закона о науке, касающихся Научного комитета Национального совета по вопросам развития науки и технологий и Научного совета НФИ, является предотвращение конфликта интересов. Именно поэтому в Законе заложены следующие принципы.
1. Прозрачное избрание Научного совета НФИ через процедуру Идентификационного комитета, роль которого выполняет Научный комитет Национального совета. Процедура номинации через Идентификационный комитет была признана продуктивной в ЕС, где таким образом назначаются научные советы фонда "Европейский исследовательский совет (ERC)" и фонда "Европейский инновационный совет", Исполнительный комитет Европейского облака открытой науки и прочие. Хорошие результаты показала эта процедура и при избрании Научного комитета Национального совета.
2. Председатель Научного совета НФИ является председателем Фонда со всеми полномочиями по его управлению. Директор фонда должен выполнять только менеджерские, секретарские и технические функции, т.е. помогать председателю и Научному совету фонда как коллективному органу выполнять свои функции и руководить только дирекцией фонда, а не всем фондом. Директор НФИ должен быть равноудаленным от всех научных направлений, а также научных учреждений и университетов. Его, возможно, целесообразнее было бы назвать заместителем председателя фонда по финансовым вопросам.
3. Директор и дирекция фонда (поскольку имеют отношение к финансовым документам) регулярно проходят процедуру подтверждения доверия ему со стороны Научного совета фонда. Возможно, оптимальным было бы проводить эту процедуру на основе консенсуса, т.е. если хотя бы один член Научного совета фонда отрицательно оценивает работу директора фонда, то контракт с ним не продлевается, именно контракт (поскольку речь идет о должности, а не о постоянном месте работы), чтобы не было проблем с несовершенным для этого случая законодательством о труде.
Эти принципы существенным образом отличаются от советских правил функционирования Государственного фонда фундаментальных исследований (ГФФИ). Чем же не устраивал ГФФИ? Во-первых, непрозрачной процедурой избрания Научного совета ГФФИ. Во-вторых, непонятной процедурой назначения директора ГФФИ. В-третьих, фактически совещательной функцией Научного совета ГФФИ при директоре фонда и номинальной функцией председателя ГФФИ - председателя Научного совета ГФФИ.
Что произошло при выборах директора Национального фонда исследований?
1. Научный совет фонда на должность менеджера, который должен выполнять секретарские функции при Научном совете, технические функции по реализации решений Научного совета фонда и прямых доверенностей председателя Научного совета Фонда, предложил известного ученого, заведующего отделом клеточной биологии и биотехнологии ведущего научного учреждения НАН Украины, члена-корреспондента НАН Украины.
2. Согласно ст. 50 Закона Украины о науке, основными принципами деятельности НФИ является, в частности, предотвращение конфликта интересов при выборе членов органов управления Фонда и в ходе организации конкурсного отбора и финансирования проектов по выполнению научных исследований и разработок.
Возникает вопрос: будет ли конфликт интересов у директора фонда в ходе организации конкурсного отбора и финансирования проектов по выполнению научных исследований в сфере клеточной биологии и биотехнологии, а также по другим направлениям научного института, где этот ученый работает, даже если он оставит должность в институте?
В 2017 г. к Закону Украины о предотвращении коррупции были приняты Методологические рекомендации по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, где определены общие критерии конфликта интересов. Вместе с тем исследовательские фонды в странах мира вводят специальные критерии для научных сообществ.
В Украине принято дополнение к Конституции Украины по достижению цели членства в ЕС. Один из фундаментальных отчетов Европейской научной фундации (European Science Foundation) относительно лучших практик функционирования научных фондов исследований в странах ЕС и процедур оценивания проектов (European Peer Review Guide) содержит, в частности, следующий концептуальный тезис:
"предотвращение и управление конфликтами интересов являются важнейшими компонентами для обеспечения справедливости и целостности в экспертной оценке, а также для сохранности достоверности процесса и авторитета ответственной организации. …Конфликт интересов - это ситуация, в которой финансовые или личные соображения могут поставить под угрозу или предубежденность профессиональное суждение и объективность лица, что может прямо или косвенно повлиять на решение или результат".
Поэтому, по моему мнению, Научный комитет Национального совета с честью выполнил свою функцию Наблюдательного совета и Идентификационного комитета Национального фонда исследований и предотвратил конфликт интересов, который возник бы в случае назначения известного ученого, руководителя целого направления на должность директора НФИ. Это могло бы стать угрозой для существования этой организации и отсутствия доверия как у налогоплательщиков, так и потенциальных зарубежных инвесторов этого фонда.