"COGNOSCERE. DOCERE. ERUDIRE"… Три слова, которые каждый выпускник, студент или преподаватель Харьковского национального университета им. В.Каразина хорошо знает и понимает. Потому что это написано на университетском гербе. Однако "ПОЗНАВАТЬ. УЧИТЬ. ПРОСВЕЩАТЬ", похоже, дается далеко не всем имеющим высшее (и даже не одно) образование. И с гордостью отмечу: это не о нашем университете.
В сентябре 2016 г. Харьковская областная государственная администрация, департамент науки и образования ХОГА, по инициативе учебного центра "ЛандауЦентр" Каразинского университета, основали совместный пилотный проект "Передвижная выставка интересной науки". Цель проекта - популяризация среди школьников математики, физики и естественных наук как важных составляющих инновационного потенциала государства, а также формирование системы поддержки сельской молодежи и сельской школы в целом, о чем сегодня постоянно твердит Министерство образования и науки Украины. Лучшие ученые и просвещенцы университета в течение двух месяцев, октября и ноября 2016 г., два дня в неделю (каждый вторник и каждый четверг) ездили по Харьковщине, дабы показать детям, что обучение может быть интересным и увлекательным, что каждый может прикоснуться к науке, стать участником научного действа, а в будущем - получить образование в лучших высших учебных заведениях Украины и мира.
Приведу несколько цифр. Выставка работала в 17 районах области из 27. Ее посетили около 15 тыс. школьников, много учителей. На выставке побывали представители приблизительно 250 школ области. Выставка работала с 12.00 до 15.00. В среднем университетчикам (а это представители восьми факультетов и, собственно, "ЛандауЦентра", посещавшие районы согласно определенному графику) за время работы удавалось пообщаться где-то с 800-900 посетителями. Наведывались, конечно, незапланированные гости - родители, члены кружков и др. Однако их было не очень много, хотя таких людей обязательно надо привлекать к этому познавательно-учебному процессу, потому что заинтересованность наукой не должна заканчиваться после завершения работы выставки. Но об этом дальше.
Происходило все обычно в коридоре или спортивном зале школы, которую выбирало для выставочной работы руководство районного отдела образования. (Между прочим, надо поблагодарить всех организаторов на местах.) Туда съезжались ребятишки со всего района на школьных или специально выделенных для этого автобусах.
Начиналось так. 12.00. Заходит одна или две группы детей (до
100 чел.). И мы начинаем: "Впервые за 212 лет существования Каразинского университета была создана общеуниверситетская (поскольку участвовали и физики, и биологи, и химики, и астрономы, и даже филологи) передвижная (а дети потом говорили - "странствующая") выставка интересной науки, к которой можно прикоснуться и провести собственные эксперименты". Уже увлекает. Продолжаем: "Почему мы ждем научных открытий, а не делаем их сами? Кто сказал, что вы, жители Купянщины (Чугуевщины, Сахновщины…), не способны на эти открытия? Ребята! - обращаюсь я к старшеклассникам. - Вы же такие находчивые! Так придумайте модели автомобилей, которые будут ездить, например, на солнечных батареях или… молоке? (Смеются.) Хватит быть настолько энергозависимыми от кого-либо. Девочки! Сколько людей сегодня умирает от неизлечимых болезней! Вы считаете, что не способны создать необходимое лекарство? Почему? Чем вы хуже немецких, японских или норвежских ученых?". И дети задумываются. У многих выпрямляются спины, и я уже слышу: "Почему бы и нет?". А заканчиваем наш разговор так: "Не верьте людям, которые говорят, что сельские дети не могут стать известными и успешными. Это неправда! Каждый, кто готов много работать, может осуществить свою мечту. Вы достойны учиться в лучших вузах Украины и мира, чтобы стать настоящими профессионалами, которые так нужны сегодня Украине!". И дети начинают аплодировать. И аплодируют они не услышанным словам, а себе. Возможно, впервые в жизни. Вот это важно!
Затем коллеги-ученые с разных факультетов демонстрируют работу подготовленных экспонатов и делают это вместе с детьми: современный тепловизор, панели солнечных батарей, жизнь под микроскопом, изобретения Теслы, головоломные логико-математические задачки, рисование невидимыми чернилами, фразеологизмы и цитаты из известных произведений украинских авторов, гироскопы и маятники и много других научных чудес. И спортзал превращается в магическую площадку, где наука объединяется с эмоциями, знания - с экспериментом, а необъятный опыт, приобретенный многими поколениями просветителей, искренне передается от университетских ученых юным последователям. Дальше - следующая группа. И так - три часа!
Но, как было уже сказано, заинтересованность наукой не должна заканчиваться после завершения работы научной выставки. Поэтому дети и учителя высказали чрезвычайно важные пожелания и суждения, которые мы обязательно должны принять во внимание. Например, старшеклассники из Близнюковского лицея предложили, фактически, сами себе (и мы эту мысль ретранслировали в других районах) создать в собственном учебном заведении уголок интересной науки для учащихся начальных классов. Ведь разве сложно сделать забавные логико-математические игрушки из фанеры на составление чего-либо (скажем, буквы) из фрагментов, или маятники (сделать их несложно), или организовать уголок живой природы, где бы жили черепахи, улитки… Вот и получили бы мини-университет в школе! А далее коллекция экспонатов пополнялась бы. Потому что об этом уже позаботился бы Каразинский университет совместно с ХОГА и департаментом науки и образования.
Какие предложения университету звучали от учителей и администраторов от образования? Во-первых, следует начать работу университетских дистанционных курсов по предметам ВНО в помощь как школьным преподавателям, так и самим школьникам. Во-вторых, привлечь к передвижной выставке членов приемной комиссии, которые давали бы рекомендации старшеклассникам, их родителям и учителям по подготовке к внешнему тестированию и, собственно, поступлению. В-третьих, организовать выездную психологическую клинику, поскольку, к сожалению, сегодня многие наши граждане нуждаются в психологической помощи (люди сами подходили и говорили об этом). В-четвертых, наладить работу интерактивно-показательных семинаров для учителей. То есть демонстрации, проводимые для детей в спортзале, параллельно должны повторяться в классе на более высоком объяснительном уровне. И эта инициатива замечательная! Мы ведь должны постоянно учиться новому. В-пятых, создать в университете базу научных консультантов МАН, которые бы также помогали в организации и проведении районных олимпиад и других конкурсов. И это по силам университету.
Для нас, демонстраторов науки, зимним домашним заданием является, прежде всего, усовершенствование парка научных экспонатов: мы планируем продолжить образовательно-выставочную работу весной, и приехать к ребятишкам с этим же оборудованием было бы как-то несолидно, не по-университетски. Потому мы в поисках и разработках.
Вот такая она, странствующая университетская наука! Еще не в один район, не в одно село Украины приедет наша передвижная научная выставка. И верим, встретятся нам на пути будущие Ландау, Мечниковы, Чичибабины, Багалии, Погореловы, Барабашовы, которыми в скором времени будет гордиться вся наша страна.