О давних грехах и длинных тенях

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
О давних грехах и длинных тенях © depositphotos / talitha_it
Почему не может быть индульгенции плагиаторам.

Плагиаторам и другим нарушителям академической добропорядочности не будут отменять научные степени, если они были получены до вступления в силу закона об изменениях в высшем образовании.

Об этом в интервью "Украинской правде" сказал заместитель министра образования и науки Егор Стадный: "Нельзя действовать по законодательству, которое не действовало в момент присвоения степени".

Именно в январе 2020 года украинские наука и образование "празднуют" печальный юбилей - прошло четыре года после сообщения о масштабном плагиате в докторской диссертации Екатерины Кириленко, жены тогдашнего вице-премьера, ответственного, в том числе, за науку, образование и защиту интеллектуальной собственности. После этого разоблачения общественность ознакомилась с широким арсеналом манипуляций и эвфемизмов от разных любителей поддержки "своих людей" в ущерб науке, образованию, чести и совести.

С тех пор наше научно-образовательное сообщество ждет четко прописанных процедурных механизмов и конкретных шагов по лишению научных степеней за недобропорядочность. Поэтому заявление заместителя министра было воспринято как тревожный сигнал и намерение дать индульгенцию всем академическим плагиаторам и фальсификаторам. А сам закон, от которого теперь для плагиаторов отсчитывается "заднее число", в народе уже прозвали законом о давних грехах и длинных тенях.

Комментируя принятый документ, заместитель министра образования и науки сказал, что нельзя руководствоваться законодательством, не вступившим в силу на момент присвоения степени плагиатору, имея в виду новый закон об изменениях в высшем образовании. Но такое толкование норм о привлечении к ответственности за выявленный академплагиат противоречит законодательству Украины.Согласно действующим нормам, привлечение к ответственности за выявленные факты академического плагиата не ограничивается никакими сроками(действующееПостановление КМУ от 24 июля 2013 г. № 567 в редакции от 26.11.2019, основание - идентификатор 943-2019-п "Об утверждении Порядка присуждения научных степеней", а также ст. 6 Закона Украины о "Высшем образовании").

Возможно, в МОН не решаются соблюдать названные выше законы и нормативные акты, поскольку опасаются (и небезосновательно), что количество лиц, которых придется привлечь к ответственности за участие в плагиатной деятельности, будет впечатляющим и приведет к драматическим последствиям в определенных областях отечественной науки и общественному возмущению.

Разумеется, неофеодальная система, которая хочет жить долго, комфортно и счастливо, будет сопротивляться. Но вместе с тем это приведет и к естественному очищению научно-образовательной среды.

Тотальное же отпущение давних плагиатных грехов грозит несколькими системными проблемами.

Первая - дальнейшая уверенность всех активных молчаливых участников плагиатной деятельности, им сочувствующих и их поддерживающих, в полной безнаказанности за нарушение норм и принципов академической добропорядочности, на которых должна базироваться жизнедеятельность научно-образовательной среды. А это означает дальнейшее и очень быстрое нарастание социального напряжения, чувства беспомощности и незащищенности у обычного работника образования или ученого перед ненаказанными преступниками. Потому что академплагиат - это преступление, несоблюдение рамок закона и научной этики. Обратная сторона - утрата веры в государство и государственные институты, в том числе МОН, НАОКВО. И это на фоне того, что неспециалисты (а те, кто прибегает к академплагиату, априори не могут быть специалистами) и далее будут господствовать в ВУЗах, НАН, НИИ и т.п.

Вторая проблема. В новом законе речь идет о том, что отменять степень образования или квалификации за плагиат может сам ВУЗ.Но не стоит надеяться, что руководство и работники ВУЗов, продемонстрировавшие молчаливую действенную поддержку академплагиату, по собственной инициативе будут лишать научных степеней за недобропорядочность, как эту ситуацию видит МОН Украины.

А вот отказ от наказания академически недобропорядочных лиц намного опаснее - потому что эти люди и далее будут плодить себе подобных имитаторов науки и образования. Позволяя академически недобропорядочным людям воспитывать студентов и аспирантов, ответственные за государственный контроль в образовании и науке фактически способствуют обесцениванию, разрушению самих основ образования и науки, вытесняя квалифицированных добропорядочных людей.

Третья проблема - апелляция к нормам авторского права и сопредельным правам, которая будет усиливаться на фоне безнаказанности академплагиата. В связи с этим хотим лишь напомнить, что нормы закона распространяются на автора, его потомков и учреждение, причастное к выпуску текстов, которые были плагиированы. Таким образом, если автор не захочет подавать в суд, плагиатор останется безнаказанным. Если автор и плагиатор договорятся - плагиатор останется безнаказанным. Если плагиатор плагиировал у нескольких авторов (что является массовым явлением), - в суд каждый автор должен подавать отдельно. Если автор умер или его место пребывания неизвестно, - надо проводить поиск, находить его потомков, вступать с ними в правовые отношения и т.п. Аналогично и в случае, когда издание или учреждение, находившееся в сопредельных с авторами правах, прекратили существование. Вопрос: кто и на какие средства будет вести массовые судебные процессы? Кроме того, по закону об авторском праве и сопредельных правах, нельзя привлечь к ответственности научного руководителя, консультанта, оппонентов, членов спецсовета, где была защищена плагиатная диссертация. Таким образом, нормы ст. 6 Закона Украины о "Высшем образовании" выполняться не будут. А может, на это и рассчитывают сторонники мягкого варианта лишения плагиаторов научных степеней? Не хотелось бы так думать.

Четвертая проблема. Дальнейшее расходование государственных средств на содержание псевдоученых и псевдопросвещенцев. Финансовые контрольно-ревизионные органы, которые внимательно следят за соблюдением бюджетного законодательства и часто произвольно объявляют нецелевым использованием средств все, что кажется непонятным некомпетентным в науке и образовании людям, - совершенно не обеспокоены реальным нецелевым использованием средств на доплаты и заработную плату академически недобропорядочным лицам, неспособным качественно работать. Финансовый ущерб от многолетнего закрывания глаз на плагиат в разы превышает все "находки" КРУ.

По словам заместителя министра Егора Стадного, научные степени пока невозможно отменить, потому что до сих пор нет соответствующего положения: "Это положение сначала ходило между министерством и Нацагентством обеспечения качества, поскольку разрабатывает его НАОКВО, а подает в Кабмин МОН. Сейчас оно находится на согласовании в Минюсте. Мы уже в завершающей фазе. С появлением этого положения будет регламентирован механизм, как будут отменять".

Академическое сообщество еще не видело окончательного варианта документа, который должен положить конец недобропорядочности, но не теряет надежды, что он создаст процедуру лишения степеней хотя бы всех героев новых и уже опубликованных обоснованных расследований, независимо от даты присуждения. Иначе декларации о качестве образования и академической добропорядочности будут восприниматься как очередное лицемерие, а о каком-либо качестве украинского образования (а не бумаг о процессе предоставления образования) можно забыть.

Обоснование наличия академического плагиата, фабрикации и фальсификации в статьях и диссертациях может быть сложным делом. Существуют конкретные риски несправедливых обвинений, о которых мы неоднократно говорили и которые необходимо описать для всех отраслей. Однако наличие этих рисков не может быть оправданием устойчивого нежелания отменять степени кому-либо, даже в ситуациях очевидного плагиата и фальсификации.

Проблема, которой затронул Егор Стадный, - остроактуальна для нашего общества, особенно в условиях, когда МОН Украины объявило о сокращении вузов и усилении в связи с этим конкурентной борьбы. Она особенно четко очерчивает более сложную проблему: этично-научного взаимного доверия ученых и преподавателей, общества к ним и ответственности за научные, преподавательские заделы и деятельность в целом. Утрата доверия коснется не только отдельных людей, конкретного учебного или научного заведения, но и тех знаний, социальных ценностей, которые за ними стоят, ими создаются. Это следует понимать и не бояться бороться за цивилизованную академическую жизнь, даже если придется наказывать за давние грехи. Потому что реакция общества на провинности или преступления является показателем тех социально-этических ценностей и ориентаций, которыми оно пользуется и на началах которых выстраивает свое будущее.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме