НАУЧНЫЙ КУРЬЕР «ЗН»

Американские астрономы впервые увидели, как за пределами Солнечной системы ранее неизвестная планета вращается вокруг звезды. Ученым удалось наблюдать изменения яркости звезды в те моменты, когда движущаяся вокруг нее планета оказывалась на луче зрения и закрывала звезду от Земли, вызывая как бы звездное затмение.

Ранее наличие у звезд планетных систем выявлялось как бы косвенно, математическими методами, исходя из возмущений орбит звезд. И вот теперь у астрономов впервые появилось прямое подтверждение существования планеты за пределами Солнечной системы.

Сначала группе профессора астрономии Дж.Марси из Калифорнийского университета удалось выявить колебания звезды Эйч-Ди-209458 в созвездии Пегас и вычислить характеристики планеты, которая могла бы вызывать такой эффект, и ее орбиты. Аналогичным образом эта группа «охотников за планетами» уже собрала математические свидетельства существования 19 планет у других звезд.

На этот раз они проинформировали ученых из Университета штата Теннесси, располагающих комплексом мощных телескопов. Им и удалось увидеть изменения яркости звезды. В первый раз это произошло 7 ноября, когда звезда «потускнела» на 1,7 проц., а затем повторилось 12 ноября, подтверждая оценку, что планета совершает один оборот вокруг звезды примерно за 3,523 суток.

Шотландия в высоких технологиях

Скорость прироста объемов производства в электронной промышленности значительно опережает как остальные отрасли производства, так и аналогичные показатели по всей Великобритании в целом (за период с 1990 по 1996 годы в Шотландии увеличение выпуска компьютерной техники составило 71 процент против 4 процентов по остальной территории страны). Кроме того, шотландцы существенно оторвались и по количеству получивших научные степени на 100 тысяч человек населения: в Шотландии этот показатель составляет 54 человека в целом и 9 человек в области компьютерных наук, тогда как в остальной части Объединенного Королевства - соответственно 47 и 3 человека. Иными словами, на долю Шотландии, население которой составляет 9 процентов от населения всей Великобритании, приходится 21 процент специалистов с высшим образованием в области компьютерных наук.

Но самый большой интерес представляет положительный опыт Шотландии по созданию условий для слияния научных и коммерческих интересов. Шотландские профессора не просто позволяют себе удовлетворять собственное любопытство за государственный счет, они активно ищут способы коммерческого применения своих научных разработок. В частности, Джон Данлоп, 55-летний профессор электроники университета в Глазго, всю свою сознательную жизнь посвятивший изучению приема и передачи радиосигналов, разрабатывает устройство автоматической поддержки силы радиосигнала на заданном уровне. Профессор надеется, что именно ему удастся выиграть тендер на данную автоматику для компании Motorola, что позволит его небольшой коммерческой фирме оставить своих многочисленных конкурентов по разработке аппаратуры для сотовых телефонов. А представители Motorola, в свою очередь, надеются, что наработки университетских ученых позволят им обойти своих основных конкурентов на международном рынке.

Благоприятные условия для немедленного воплощения результатов работы университетских лабораторий в коммерческих проектах были созданы в результате реализации крупномасштабной государственной программы. Предоставление целевых кредитов, льготных условий налогообложения было задумано с целью создания так называемых кластеров - структурных образований, в которых интеллектуальное богатство нации стимулирует развитие корпоративного бизнеса в области высоких технологий. Наиболее успешные кластеры имеют годовой оборот в размере 20 миллионов долларов. А ведь это, судя по всему, еще только начало. Шотландия достаточно серьезно целится на увесистый кусок общемирового пирога, который представляет собой рынок электронной продукции с годовым оборотом в 7 миллиардов долларов.

Компакт-диски…

для подслушивания

Вообще-то на первый взгляд эти компакт-диски ничем не отличаются от компакт-дисков, предназначенных для прослушивания аудиозаписей. Вот только программы, созданные американской компанией RealNetworks Inc. и предназначенные для проигрывания этих компакт-дисков на компьютерах, как выяснилось, «на общественных началах» ведут мониторинг привычек тех людей, которые эти компакт-диски прослушивают. Эти программы накапливают информацию о том, когда, сколько и какую музыку слушают на этой аппаратуре, и привязывают эту информацию к фамилии покупателя, номеру кредитной карточки и электронному адресу компьютера.

Такой необычной практикой заинтересовались крупнейшие американские адвокаты, посчитавшие, что в этом случае были нарушены права на тайну личной жизни 13,5 миллиона американцев, пользовавшихся аппаратурой RealJukebox. При помощи этой аппаратуры пользователи могут переписывать музыкальные записи на свой винчестер с компакт-дисков или выкачивая ее из Интернета, а сама компания, как оказалось, получает в это время исчерпывающую информацию о всех своих клиентах, включая характеристику их аппаратуры для прослушивания, собранной на винчестере фонотеки, наиболее часто прослушиваемых исполнителей, громкости звучания и так далее.

Представители компании утверждают, что эта информация собирается только лишь для того, чтобы максимально угодить вкусам своих клиентов. Однако клиентам пришелся решительно не по вкусу тот факт, что о них тайно собирают информацию, из-за конфиденциальности которой американцы так сильно переживают с момента массового внедрения Всемирной паутины в жизнь человеческого общества.

Оксана ПРИХОДЬКО по материалам зарубежной прессы

Муравьи-экстрасенсы

Бразильские ученые из Рио-де-Жанейро нашли у муравьев орган магнитного чувства, обладающий сверхъестественной способностью ощущать ничтожные изменения слабого магнитного поля Земли. Результаты своей работы они опубликовали в научном журнале «The Journal of Experimental Biology».

Энтомологов давно интересуют миграционные, т.е. кочевые муравьи, живущие в лесах Бразилии. Они часто всей колонией снимаются с одного места и переселяются на другое. Из года в год, где бы они ни находились, они всегда идут по одной линии: с севера на юг и обратно. Поведение кочевых муравьев долгое время оставалось загадкой.

Ученые предположили, что на движение муравьев влияет магнитное поле Земли. В итоге кропотливых исследований удалось обнаружить магниточувствительные клетки. Они находятся на голове и брюшке насекомого. В такой клетке имеется крошечный кристаллик железного минерала, работающий как миниатюрная стрелка компаса. Повинуясь ей, муравьи выбирают направление движения в своих блужданиях по лесу.

Ранее сверхчувствительность к магнитному полю была обнаружена у черепах, перелетных птиц, водяных блох и других животных. В прошлом году были обнаружены и первые магниточувствительные клетки. Новая работа подтверждает предыдущие исследования и расширяет наши знания об экстрасенсорных способностях животных. Вопрос об органе магнитного чувства у человека остается открытым.