НАУЧНЫЙ КУРЬЕР «ЗН»

Послания дописьменной эпохи Группа исследователей из Научного центра области Рона-Альпы (Франция) заявила о важном открытии, сделанном ими в Сирии...

Послания дописьменной эпохи

Группа исследователей из Научного центра области Рона-Альпы (Франция) заявила о важном открытии, сделанном ими в Сирии. В среднем течении Евфрата, на берегу возле Джефр Эль Ахмар, археологи обнаружили три камня с загадочными рисунками. На камнях, датируемых

8 500 - 9 000 годами до нашей эры, видны абстрактные знаки и схематические рисунки, которые могут, как считают ученые, произвести настоящую революцию в истории письменности.

«Истуар»,

№ 206, январь 1997 г.

Перевод Е.Максименко

Почему лед скользкий?

Кажется, ученые давным-давно дали на это ответ, известный всем с четвертого класса. Давление, передаваемое льду через наши подошвы, а через лезвие коньков - тем более, расплавляет верхний слой льда, и он на миг становится в этом месте мокрым и скользким. Давление снято - и поверхность снова замерзает.

Оказывается, это объяснение, такое логичное, не совсем верно, и доказали это Габор Сомора и Майкл ван Хоув, физики из Калифорнийского университета в Беркли. Ответ надо искать на атомном уровне. Физики бомбардировали тонкий слой льда потоком электронов, а приборы фиксировали углы и скорости частиц, отлетающих ото льда.

К удивлению экспериментаторов, углы и скорости частиц оказались такими, словно электроны отражались не одной твердой поверхностью, а многими. Или если одной, но непрерывно меняющейся. Единственное объяснение этого парадокса могло быть такое: самые верхние слои льда не замерзают до конца, их покрывает тончайшая пленка воды. Под давлением не вода образуется, а наоборот, уже имеющаяся вода, вернее, ее молекулы, уплотняются, заполняя все свободное пространство в своем слое, и создают слой смазки, по которому мы и скользим. Физики также обнаружили, что скользкость льда резко идет на убыль, если температура становится слишком низкой (минус 22 градуса по Фаренгейту). При этой температуре количество молекулярных слоев, которые ведут себя, как жидкость, уменьшается, лед начинает превращаться в обычное твердое тело, и скользить по нему - в лучшем случае все равно что по мрамору или хорошо натертому полу - далеко не уедешь. Из опытов также следует, что водяная смазка образуется благодаря тому, что у воды молекулярные связи слабее, чем у твердых тел. «Молекулы у нее находятся в таком состоянии, словно часть из них конденсируется, а часть испаряется», - говорит ван Хоув.

У Берцелиуса нашлись противники

Греки в древности знали не так уж много химических элементов и записывали их просто словами: золото, серебро ртуть, сера…

Средневековые алхимики изобрели свои символы, но сложные соединения элементов, вроде кислот или щелочей, изображать своими замысловатыми значками им было трудно. Наконец, в 1814 году шведский химик и минералог Йенс Якоб Берцелиус ввел ставшее общепринятым обозначение атомов химических элементов буквами латинского алфавита. Многие европейские ученые сразу же согласились с этим удобным нововведением. Кроме немецких - те почему-то стали отстаивать алхимические символы. Свинец у них был Сатурном, цинк - Юпитером, медь - Венерой. Кое-кто ссылался на пример французского химика и министра просвещения Антуана Фуркруа, который выступал вообще против любых символов и умудрился написать 10-томный химический труд без единой формулы.

Упорнее всех, как выяснил историк науки Г.Малиничев, противился символике, как это ни удивительно, Джон Дальтон, автор первой таблицы атомных весов. Он настаивал на том, чтобы обозначать элементы кружочками с точками и линиями.

Коллеги возражали, что его система сложна, как для рукописей, так и для печатных трудов, но упрямый англичанин доказывал, что его кружочки отражают внутреннее строение солей, кислот и других соединений.

Тем не менее большинство химиков не вняло Дальтону, и уже в первой четверти прошлого века восторжествовала система Берцелиуса.