НАУЧНЫЙ КУРЬЕР «ЗН»

Датировка ледниковых периодов В течение почти 2 миллиардов лет своей истории Земля существовала в ритме чередования ледниковых эпох и коротких теплых межледниковых промежутков...

Датировка ледниковых периодов

Чтобы понять, какие причины управляли хореографией этого глобального танца, ученым нужно точно датировать каждое «па», но именно датировка ледниковых эпох долгое время оставалось предметом яростных споров. Сейчас группа американских океанографов разработала новый метод такой датировки, основанный на измерении соотношения изотопов урана в омертвевших биологических осадках на океанском дне.

Новый метод позволяет охватить более долгие периоды, чем анализ по радиоактивному углероду, теряющий точность на дистанции, превышающей 45-50 тысяч лет.

Применив такой урановый метод, техасский океанограф Слоуи уже установил, что последний межледниковый период начался 127 тысяч лет назад и закончился 120 тысяч лет назад.

Это существенно отличается от предшествующих данных и грозит вызвать пересмотр всех прежних представлений о ледниковых эпохах.

Солнечный удар

В начале года Солнце выбросило в направлении Земли облако раскаленных газов общей массой около миллиарда тонн. Облако летело со скоростью 450 км в секунду и достигло магнитосферы Земли через четыре дня.

Это событие не уникально, комментирует журнал «Science News», но на этот раз за ним вели наблюдение сразу несколько спутников, поэтому ученым удалось проследить за движением облака от самого возникновения до пролета мимо нашей планеты и получить интересные данные. На 12 часов межпланетное магнитное поле со стороны Земли, обращенной к Солнцу, было почти нейтрализовано магнитным полем облака газов. Объем земной магнитосферы уменьшился на 20 проц. Количество быстрых электронов в околоземном пространстве возросло более чем в 10 тысяч раз и держалось на таком уровне около недели.

Пролет облака около Земли занял целые сутки. 11 января его задняя, самая плотная часть еще больше сжала магнитосферу. Около полюсов вспыхнули полярные сияния. В них рассеялось 1400 гигаватт мощности, что почти вдвое превосходит мощность всех электростанций США. В тот же день, 11 января, замолчал американский спутник связи «Телстар-401», пришлось переключать телефонную связь на другие спутники.

Возможно, это случайное совпадение, говорят специалисты, но подозрительно, что отказ произошел как раз в день сильного удара по магнитосфере Земли. В ближайшие годы надо ожидать еще более мощных выбросов Солнца: пик одиннадцатилетнего цикла солнечной активности придется на начало следующего тысячелетия.

Лазерная управа на мишени

в космосе?

Разработчики самого мощного в США военного лазера готовятся испытать его на цели в околоземном космическом пространстве. «Стрельбы», возможно, пройдут в сентябре и станут важным этапом усовершенствования оружия, предназначенного для уничтожения спутников и других космических аппаратов. В качестве мишени будет использован спутник американских ВВС стоимостью 60 млн. долларов.

Оружием, о котором идет речь, является мощный химический лазер, размещенный на ракетном полигоне Уайт-Сэндс в южной части штата Нью-Мексико. Ранее с его помощью уже уничтожались ракеты, находившиеся на земле или в полете, а также дистанционно пилотируемые аппараты. «Это будет первое испытание лазера с использованием находящегося на орбите спутника-мишени», - заявил представитель Пентагона, попросивший не называть его имени.

По словам экспертов, возможность выводить из строя находящиеся на орбите спутники окажется критически важной в военное время. В Пентагоне прошло совещание, в ходе которого обсуждался план проведения испытаний с лазером, но окончательное решение принято не было.