НАША СПУТНИЦА ПОКИДАЕТ НАС

Как удержать ее? Исчезнет Луна - обеднеют поэзия, проза, даже реклама. Мыслимо ли даже допустить это?..

Как удержать ее?

После того как большая комета упала на Юпитер, весь ученый мир всполошился и стал думать, как оградить родную планету от непрошенных космических гостей. Вспомнили динозавров, которые все разом вымерли будто бы от падения астероида, вспомнили гигантские кратеры на Юкатане и в Аризоне. Старик Эдвард Теллер, отец американской водородной бомбы (а вовсе не специалист по кометам, как назвали его недавно наши коллеги), предложил забрасывать этими бомбами всякое инородное тело, дабы оно отклонилось от опасного для нас курса. Ну, и так далее.

Однако все это меркнет перед грядущей космической катастрофой, против которой никаких средств не придумано. Так что предоставляем нашим читателям полную возможность поломать над ней голову и пока не поздно заткнуть за пояс всех Эдвардов Теллеров вместе взятых. Речь пойдет о Луне, которая сияет себе с полночной высоты над Белой Церковью, не подозревая о своей роли в быстротекущей жизни земных существ.

Что мы знаем об этой нашей спутнице? Ну, прежде всего то, что она образовалась одновременно с Землей или чуть-чуть позже. Что она пустынна и безжизненна и грунт ее не представляет собой ничего особенного. Что она управляет приливами и отливами, а следовательно, биоритмами всех живых существ, состоящих преимущественно из воды. Ученые давно уже не отвергают наличия связи между лунными фазами и некоторыми явлениями в организме человека и его поведении. Например, с 28-дневным физиологическим циклом у женщин или с хождениями во сне, которые неспроста называются лунатизмом. Но каким образом перемены в гравитационном поле могут вызвать душевный подъем либо депрессию, стремление пройтись по карнизу или еще более странные вещи, о которых нам рассказывают авторы плохих детективов, пока неизвестно.

Зато перечень очевидных гравитационных воздействий, оказывается, далеко не исчерпан. В нем, как доказывают известный французский математик Ласкар в журнале «Nature» и американский астроном Джек Уиздом в «Science», до сих пор отсутствовало самое главное.

Этим ученым удалось вывести уравнения, в которых отражены все повторяющиеся из года в год колебания планетных орбит в Солнечной системе и, главное, колебания, ожидаемые в ближайшие десятки миллионов лет. Открылись никому еще неведомые взаимодействия между собственным движением планет и гравитационным воздействием соседних планет на каждую из них. Эти взаимодействия и служат источником их хаотического поведения.

Самые спокойные - планеты-гиганты Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. В их положении - с тех пор, как они образовались, - не изменилось почти ничего. Правда, Юпитер вздрагивает порой от сумбурного поведения своих четырех «лун», а орбита Сатурна грозит сделаться чуть-чуть пошире нынешней. Но все это, по мнению ученых, пустяки, по сравнению с тем, что испытывают планеты земной группы. Например, венерианская ось вначале шаталась из стороны в сторону, как волчок перед остановкой. Но потом Венеру стабилизировала близость громады Солнца.

Хуже всех приходится Марсу. Первые же фотографии, полученные от автоматических станций, показали, что там беспрерывно меняется климат, а вызывается это сильнейшим воздействием на него других планет, особенно Земли. Последние 100 млн. лет ось вращения Марса только и делает, что отклоняется от перпендикуляра на целых 50°. А вместе с осью «отклоняется» и климат: то полюс покрывается снегом, а экватор превращается в пустыню, то чернеют полюса, пустыня же становится чуть ли не болотом.

Сейчас марсианская ось наклонена на 25°. Немногим больше, чем у Земли: ее ось наклонена на 23,5°. Казалось бы, разница невелика. Но нет, она огромна. Марс может накрениться еще на 25°, а Земля только на 1,3°. Откуда же у нас такая устойчивость? Оказывается, от Луны. Своим притяжением она гасит все нежелательные воздействия и делает наш климат относительно стабильным. Беда лишь в том, что каждый год Луна удаляется от Земли на один дюйм. Сейчас это незаметно, но через миллионы лет человечество это ощутит. Как удержать изменницу Луну - этот вопрос посложней астероидной проблемы.