На днепровских волнах снова появится казацкая чайка. Строят ее не для походов на Царьград, а исключительно науки ради. Уже имеется успешный опыт воссоздания древнеславянской ладьи «Княгиня Ольга», повторившей знаменитый путь из «варягов в греки». И вот теперь ученые решили построить действующую копию казацкой чайки, назвав ее «Иван Богун». Об этом проекте рассказал Сергей Воронов, руководитель лаборатории исторических исследований Института археологии НАН Украины.
— Подготовка к воссозданию чайки началась полгода назад. Не скрою, информация об этом судне 300-летней давности ничтожна. Точных чертежей нет ни в одном архиве ни в Украине, ни в России. До наших дней дошло описание казацкой чайки знаменитого ученого-историка Боплана. Есть также описания Д.Яворницкого. Сохранились фрагменты чаек, поднятые археологами в районе Хортицы.
— Но ведь в Запорожье совсем недавно обнаружили и подняли со дна хорошо сохранившуюся чайку?
— Вокруг этого судна возникли разнотолки. Экспертиза некоторых его фрагментов (заклепок, гвоздей) позволяет предположить, что оно было построено в средине XVIII века, в то время как казатчина перестала существовать еще в начале этого века. То есть корабль более поздний. Вероятно, он входил в императорскую Днепровскую военную флотилию и по неизвестным причинам затонул.
У этой версии есть и противники, убежденные, что поднятое судно принадлежало запорожцам. Но весомых доказательств ни у одних, ни у других нет.
Кстати, Институт археологии сейчас получил предложение поднять три затопленные чайки. Одну в Болгарии, в акватории Бургаса. Скорее всего, это судно погибло во время набегов на Стамбул. Остатки двух других кораблей находятся на дне нынешнего Каховского водохранилища. Так что открытия еще впереди.
— А что известно сейчас о том, как была устроена настоящая чайка?
— Она имела моноксильную основу. То есть брали большой ствол, делали из него долбенку, а затем досками наращивали борта.
Согласно легендам, чайка была непотопляемым судном. Ученые объясняют это особой конструкцией — хитрой и дешевой. Вдоль обоих бортов казаки привязывали огромные вязанки камыша, до полутора метров в диаметре. Таким образом судно превращалось в тримаран, настолько устойчивый, что его не могли перевернуть волны штормящего моря.
Еще одна особенность — два руля: на корме и на носу. Благодаря этому казаки могли изменять направление движения. Отсюда и маневренность чайки.
Судно будет иметь в длину 21м и 3,5м в ширину, высота мачты — 15м. Мы не считаем, что это широко распространенный проект чайки, поскольку боевой вариант был несколько меньших размеров (чем меньше, тем легче им управлять в бою). Но мы решили строить «атаманскую» чайку — командное судно, с которого руководил сражением кошевой атаман.
— А вооружать чайку собираетесь?
— Да. Планируем поставить одну «гаківницю» и семь фальконетов. Это небольшие боевые орудия. Клейноды, флаги будем копировать в фондах музеев, чтобы все соответствовало оригиналу не менее чем на 99%. Даже камыш собираемся нарезать на Голой пристани, что в Херсонской области. Там он самый крепкий.
— Когда будет готова чайка?
— Проектная документация уже готова и сейчас проходит проверку в инспекции судоходства. Ведь чайка должна быть зарегистрирована как действующее судно.
Закладка назначена на 27 января в Очакове. А 1 июня — спуск на воду. В июле — испытания в Днепро-Бугском лимане и затем переход вверх по Днепру. В первой половине августа чайка должна быть в Киеве. Предполагается, что 24 августа она будет участвовать в праздновании Дня независимости.
— А дальше?
— Чайка будет научно-исследовательским судном Института археологии, а также учебным кораблем Киевского училища им. И.Богуна (бывшего Суворовского). Там собираются создать взвод ребят, мечтающих стать морскими офицерами, и морскую практику они будут проходить на нашей чайке.
— Предполагаются ли на ней экспедиции?
— Да. Существуют документы, подтверждающие тесные связи между запорожскими и донскими казаками. Так что первую экспедицию мы отправим из Киева в Ростов-на-Дону: вниз по Днепру, вокруг Крымского полуострова через Азовское море. Но это уже в 2003 году.