Как ни странно, но идеальным горючим для создания самолетного мотора являются… деньги. Об этом рассказал Иван Бычко — заместитель генерального директора завода «Мотор Січ». В 1999 году на доведение проекта двигателя для самолета АН-140 не хватало совсем малость — каких-нибудь 20% от общих затрат. Работа могла затянуться и поставить под угрозу срыва весь многообещающий проект. И здесь пришла идея обратиться за кредитом в Украинскую государственную инновационную компанию (УГИК). Понятно, что в таком решении для любой компании, работающей на Западе, не было бы ничего удивительного. Это обычное, отработанное десятилетиями поведение в такой ситуации. Но у нас пока такое явление — из ряда вон выходящее. Поэтому попытаемся отследить все последовавшие за ним события.
Итак, УГИК выделила на этот проект беспроцентный кредит в 8,3 миллиона гривен. Работа над двигателем была срочно закончена, и он был поставлен на самолет. Далее все развивалось следующим образом — кредит был во время (и без напоминаний) возвращен компании. Уже в 2002 году, благодаря инновации, бюджет получил дополнительно 5 миллионов гривен, а в 2003 году он пополнится уже 17 миллионами гривен. Это — отчисления от той реализации, на которую рассчитывают на заводе от внедрения инновации — создания самолетного мотора. Нужны ли еще примеры того, насколько могут быть выгодны нововведения?
«Позже аналогичные проблемы возникли с двигателем Д-27 для самолета АН-70, — рассказал Иван Васильевич. — Под него мы взяли кредит под 10%. Поначалу речь шла о 12 %, но это очень высокие проценты для того, чтобы успешно внедрять инновационные проекты. 8 — максимальный процент, а самый идеальный — 5—6 %».
На выставке в Национальном техническом университете «КПИ» возможность получить кредит для финансирования проектов пользовалась большой популярностью. Присутствовавшие высказали совершенно правильную мысль о том, что для тех предприятий и топ-менеджеров, которые зарекомендовали себя с лучшей стороны при возвращении кредитов, должна быть создана своеобразная «зеленая улица» при их получении. Иными словами, в среде промышленников вызревает привычное и столь важное касательно обращения с деньгами для западного бизнеса понятие кредитного рейтинга.
Было очевидно и другое — ставки кредитования пока убийственно высоки для промышленных инновационных проектов. Есть ли надежда на их понижение? Николай Стеблинский, первый заместитель председателя правления Украинской инновационной компании считает: если Нацбанк и дальше будет снижать ставку рефинансирования, как обещает, то Инновационная компания добавит максимум 1,5 — 2 % и всегда поддержит проекты, которые обещают работать.