Кого «пасет» аграрная наука?

Поделиться
Двенадцать лет назад Алексей Лисица выехал в Германию на учебу и вернулся оттуда... Алексом Лисситсой, доктором аграрно-экономических наук...

Двенадцать лет назад Алексей Лисица выехал в Германию на учебу и вернулся оттуда... Алексом Лисситсой, доктором аграрно-экономических наук. Но украинцем. Соединение науки с производством является определяющим в деятельности ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса», президентом которого является Алекс.

В течение всех лет независимости аграрную науку лихорадит: научный персонал то сокращают, то доукомплектовывают. В прошлом году в научных учреждениях УААН насчитывалось 13027 человек, из которых — 5664 научные работники, в том числе 396 докторов наук и 1960 кандидатов. Добавьте еще около 6500 научных работников, занятых в аграрных университетах.

По аграрно-научному потенциалу Украина занимает ведущие позиции в Европе. Собственно, в большом аграрном государстве так и должно быть. Однако бессистемная ликвидация и реорганизация институтов, непрерывное трамбование-тасование штата научных работников привело к тому, что возраст профессоров, академиков и членкорров сегодня преимущественно пенсионный, а то и превышает его. Аграрная же наука постепенно мигрирует в большие города, поскольку молодежь в село даже Нобелевскими премиями не заманишь.

Эти тенденции очень опасны для развития аграрного сектора. И на протяжении одного-двух лет их вряд ли удастся приостановить. Если же все оставить так, как есть, и следовать принципам Дарвина, то Украина пустит на ветер миллиарды гривен, а отдельные научные базы потеряет навсегда.

Учитывая это, остановлюсь на трех основных вопросах.

1. Нужно ли Украине финансировать за счет государственного бюджета аграрную науку?

Да, даже такие небогатые государства, как Украина, должны финансировать аграрную науку за бюджетные средства. Для этого есть два важных аргумента.

Во-первых, сельское хозяйство — это не просто один из секторов народного хозяйства. Аграрное производство эксплуатирует более половины общей территории страны, а в сельской местности проживает каждый третий украинец. Не следует забывать и о том, что население, каждый день покупая продовольствие, пользуется «сервисом» сельского хозяйства. А следовательно, аграрная наука должна функционировать мощно и стратегически. Шаг за шагом делать свой вклад в повышение эффективности системы производства, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции ради прочной конкурентоспособности комплекса. И это должно финансировать государство!

Во-вторых, ни для кого не секрет, что роль трех классических производственных факторов — земли, рабочей силы и капитала — несколько снизилась за счет внедрения четвертого фактора — ноу-хау или, иными словами, технологического прогресса. Последний, как известно из микроэкономики, может быть агротехническим, агробиологическим или организационно-управленческим.

Очевидно, что первые два вида технологического прогресса не связаны непосредственно с агропроизводителями или переработчиками (разве что они выступают в роли экспериментаторов ново-
введений). Эти составляющие также реализуются без участия государственных научных институтов, поскольку в большинстве случаев они далеко отстали от производителей техники, семян, удобрений и тому подобного.

Относительно третьего вида технологического прогресса — организационно-управленческого, то здесь действительно необходима государственная поддержка науки. Особенно это касается прикладного научного сопровождения ведения аграрного бизнеса в современных условиях, агротехнологических новшеств, зоотехнии, ветеринарной медицины и тому подобного.

Я убежден: украинскую аграрную науку нужно финансировать по-настоящему! Не считаю это советским атавизмом, скорее — ответом на сегодняшние вызовы, ставшие перед обществом. Но аграрная научная деятельность, финансированная плательщиками налогов, должна сконцентрироваться на двух основных направлениях: создать благоприятные рамочные экономические условия для аграрного сектора и улучшить систему производства и переработки продукции, включая повышение производительности и эффективности, качества и безопасности продукции, окружающей среды и тому подобного.

2. Будет ли расти спрос общества на научные разработки в аграрном секторе?

Мировой продовольственный кризис, биотехнологии, генная инженерия, глобализация, изменение климата, инфляция и прочие факторы доминируют как в политической среде Украины, так и в информационном пространстве.

Проанализировав за последние три года количество публикаций в десяти несельскохозяйственных общегосударственных печатных изданиях, я пришел к выводу: спрос населения на независимую профессиональную оценку аграрной отрасли возрос как минимум на треть. Количество посетителей аграрных выставок постоянно возрастает. Если, например, в 2005 году выставку «Интерагро» посетили семь тысяч человек, то в этом году — почти 19 тысяч.

То есть общество интересуется исследованиями и разработками в АП, и эта тенденция будет усиливаться и в дальнейшем. Нужно отдать должное украинским ученым-аграриям, которые отзываются на большинство важных для общества тем и разрабатывают их. Другое дело, как они это делают и доносят ли эту информацию до общества в необходимом объеме?

3. Каким образом улучшить достижения в аграрной науке?

Аграрную науку Украины за все годы независимости постоянно «обстреливают» из оружия всех калибров. Огонь в основном ведут из двух точек.

В большинстве своем донимают представители профильного бизнеса и аграрной политики. Их критика касается оторванности результатов аграрных исследований от практики и невозможности ими воспользоваться, принимая аграрно-политические решения.

С другой стороны, все зарубежные институты критикуют украинских ученых за то, что за последние 15 лет они могут похвастаться лишь несколькими публикациями в зарубежных рейтинговых научных изданиях и почти не принимали участия в мировых научных форумах с собственными научными разработками.

Очевидно, критиковать состояние отечественной аграрной науки намного проще, чем разобраться в причинах и найти эффективные пути выхода из кризиса. Хотя, что греха таить, критика в адрес аграрной науки полностью или частично оправдана.

Некоторые причины неудовлетворительного состояния аграрной науки

Чтобы понять, куда двигаться, нужно знать, где Украина находится сейчас. Разумеется, не в авангарде. Но что мешает выйти из тыла?

И здесь мы наталкиваемся на первую проблему: попробуйте найти квалифицированную разработку-анализ украинских ученых относительно состояния отечественной аграрной науки! Да, есть достаточно попыток журналистских расследований или же громких заявлений некоторых политических деятелей. И почти ни одного объективного научно обоснованного анализа.

Как мне кажется, проблема не в том, что украинские ученые меньше преданы науке или не занимаются актуальной научной тематикой, имеют недостаточное количество научных публикаций. Срабатывают две тормозные колодки: сложная иерархическая структуризированность и бюрократизированность академической науки (и не только аграрной!) и слабое донесение результатов работы до конечного клиента.

Возьмем только практику написания кандидатских и док-
торских диссертаций, где бюрократические правила прописаны так, что не остается места для собственной мысли ученого и где конечные результаты работы известны еще в начале ее написания. Конечно, при такой схоластике донести до практиков новые мысли очень сложно.

Некоторые политики и иностранные коллеги предлагают полностью реформировать систему аграрной науки Украины и начать все, как говорится, с чистого листа. Да, можно создать независимые аграрные просветительско-научные кластеры на базе пяти-шести лучших аграрных университетов в разных регионах в тандеме с научно-исследовательскими институтами Академии аграрных наук Украины. Вместе с тем все прекрасно понимают, что такая глобальная реформа невозможна как из-за сегодняшней политической ситуации в стране, так и из-за сильных лоббистских позиций (закрепленных частично законодательно) отдельных деятелей аграрной науки и образования.

Тогда появляется уместный вопрос: а можно ли вообще улучшить состояние аграрной науки в ближайшее время, не сломав старых бюрократических структур? Да! Сложно, но возможно!

Для этого нужно положить конец дальнейшей специализации аграрных наук и отрыву отдельных дисциплин от аграрной основы. Ведь ни для кого не секрет, что отечественные научные разработки аграрно-экономического направления, вынашиваемые в отрыве от аграрного сектора, так и не достигают уровня классической экономической мысли. Инженеры и технологи годами работают над новыми разработками, не учитывая при этом экономической составляющей и потребности как можно эффективнее внедрять эти разработки в практику.

Аграрная наука, частично теряя свой фундамент, так и не достигла уровня фундаментальных наук. Она должна быть ориентирована исключительно на проблемы аграрного сектора и иметь системный характер. Как это имеем в медицине или строительстве, где вряд ли кому-то из ученых придет в голову заниматься вопросами плодородия почв или улучшения экономической теории.

Если говорить о внедрении международных критериев оценки результатов научной деятельности отдельных ученых, подразделений и институтов, то следует пользоваться понятными всему миру терминами: «индекс цитирования», «часть привлеченных внебюджетных средств в общем финансировании научной организации», «рейтинг публикаций в научных изданиях» и тому подобными. Это позволит украинским ученым понять свои внутренние позиции и сформулировать цели на будущее.

Ускоренное создание научных региональных кластеров независимо от институционной принадлежности научных учреждений

Вначале возможен ситуативный подход для решения конкретных проблем того или иного региона. Это позволит науке вплотную приблизиться к очевидным проблемам реципиентов научных разработок, а ее клиентами станут агропроизводители, региональная власть, массмедиа.

Эти кластеры выживут лишь при тесном сотрудничестве с аграрными университетами и наличии квалифицированных студентов, молодых ученых. При этом решающую роль в консолидации усилий должно сыграть руководство областных администраций и Министерства аграрной политики — через государственные заказы на научные разработки для определенных регионов.

Действенным рычагом мог бы стать и Украинский центр аграрной политики при отраслевом министерстве или Кабмине. Его главная задача — постоянно помогать руководству государства принимать важные для АП аграрно-политические решения, оценивать их последствия для общества в целом и в частности для эффективного функционирования аграрных рынков, аграрного бизнеса и развития сельских территорий. Например, сегодня аграрный сектор беспокоит создание зоны свободной торговли с ЕС. Важной задачей центра могут стать также вопросы земельной и налоговой реформ.

Кто и что должен сделать, чтобы улучшить ситуацию?

Аграрная наука должна понять, что период выжидания приведет к полной деградации ее роли в обществе, аграрной политике и бизнесе. Она сама должна набраться мужества и выйти с предложениями поэтапного реформирования. Внедрение международных критериев оценки качества научной деятельности и углубленное сотрудничество всех учреждений науки и образования, особенно на региональном уровне, могут стать толчком к реформам.

Политические решения, принятые без научно-обоснованного анализа, возмущают агропроизводителей, субъектов аграрного рынка и зарубежных партнеров. Во избежание этого негатива МинАП и Кабмин должны создать, как говорилось выше, Украинский центр аграрной политики, обеспечить его деятельность необходимыми средствами из государственного бюджета уже следующего года. Очень важно при этом привлечь молодых украинских специалистов, которые прошли образовательную и научную подготовку за рубежом. На начальном этапе можно обратиться за финансовой поддержкой к международным донорским организациям.

Областные администрации должны, проанализировав научные возможности своих и соседних областей, консолидироваться в общих региональных задачах, требующих немедленного решения. А аграрное ведомство, по возможности, поддержать их финансово.

Аграрный бизнес должен отойти от практики лишь требовать от науки и образования качества, бесплатно пользуясь их услугами. Коммерческие структуры также должны генерировать реальные идеи, побуждать ученых к прикладным исследованиям и частично участвовать в их финансировании. Ведь вопросы, что будет со свекольно-сахарной отраслью через 15 лет или к чему приведет рапсовая эйфория в Украине через пятилетку, не сугубо научные. Они являются решающими и в принятии инвестиционных решений. А следовательно, аграрный бизнес должен быть заинтересован в комплексном решении многих важных для сектора вопросов.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме