КЛОНЫ ТРЕВОГИ НАШЕЙ

Настоящей сенсацией нынешнего месяца стал эксперимент южнокорейских ученых. Для того чтобы получить эмбриональные стволовые клетки, исследователи разрушили крошечные комочки «протожизни» сразу по достижению ими пятидневного возраста. Публикация в журнале Science первого достоверного сообщения об удачной попытке клонирования человеческого организма еще больше обострила острую дискуссию об этических и юридических аспектах таких экспериментов. Настойчивее всего звучали призывы полностью запретить не только сами опыты по клонированию человека, но и все исследования в этом направлении. Тем не менее многие ученые занялись теоретическим моделированием развития ситуации в том случае, если бы южнокорейский эксперимент не был бы прекращен.

Естественно, главный вопрос, волнующий не только ученых, сводится к возможности развития этих клеток в полноценный организм взрослого человека. Казалось бы, наивность вопроса очевидна: ведь сообщения об очередной удачной попытке клонирования все новых и новых представителей животного мира стали чуть ли не привычны. И тем не менее американские ученые Рудольф Джениш и Джордж Дейли утверждают: развитие одной-единственной клетки, несущей генотип взрослого человека, в цельный, нормально функционирующий человеческий организм невозможно. Действительно, до определенного момента такая клетка будет вести себя как оплодотворенная яйцеклетка, проходя стадии последовательного деления. Однако у тех же клонированных мышей количество обнаруженных аномалий достаточно велико. Судьба бедняжки Долли, скончавшейся в прошлом году в шестилетнем возрасте и страдавшей от преждевременного артрита, стала сигналом тревоги для многих ученых. Ведь для нормального развития сложного организма нужно не просто наличие всех необходимых генов, а еще и своевременное их «включение» и «выключение». Тонкие механизмы этих сложных процессов ученым пока неизвестны. Зато известно, что у клонированных организмов от 30 до 50 процентов генов, отвечающих за развитие, функционируют неправильно. Причем пока ведь речь идет лишь о физическом развитии. Каким же образом эти нарушения развития скажутся на психике, представить достаточно сложно.

Как известно, стволовые клетки, способные в случае необходимости дифференцироваться в строго специализированные, существуют и во взрослом организме. Причем в опытах на мышах была показана возможность миграции таких клеток в различные области поврежденного обонятельного анализатора и превращение их в нейроны, в результате чего восстанавливалась утраченная функция. Однако Нейдер Санай из Сан-Франциско опубликовал в журнале Nature доклад о том, что в опытах на человеческих тканях подобный результат получить не удалось.

В своих экспериментах ученый использовал мозговые ткани 65 человек, которым были сделаны операции на мозге, а также сорока пяти человек, перенесших аутопсию. Нервные стволовые клетки были обнаружены в двух заполненных жидкостью «карманах», расположенных вблизи фронтальных зон мозга. В ходе эксперимента эти клетки действительно выстраивались в цепочки, дифференцируясь в различные клетки мозговой ткани, включая нейроны, однако мигрировать никуда не спешили и восстановлению функций не способствовали. Тем не менее полученные результаты были признаны «очень важными» и, по крайней мере с точки зрения онкологов, весьма перспективными.