КАМЕНЬ В... ДЕМОКРАТИЗАЦИЮ

Поделиться
Идеи доступа общественности к информации, ее участия в принятии экологически значимых решений и д...

Идеи доступа общественности к информации, ее участия в принятии экологически значимых решений и доступа к правосудию были заложены в Декларации Рио, принятой на конференции ООН по окружающей среде и развитию в июне 1992 г. в Бразилии. Затем на конференции европейских министров охраны окружающей среды в Софии в октябре 1995 г. были утверждены руководящие принципы участия общественности в принятии экологически значимых решений, а также решение разработать специальную конвенцию.

В июне 1997г. в Женеве состоялось заседание рабочей группы экспертов - представителей общественных организаций стран Европы, на котором обсужден проект конвенции и разработана стратегия и тактика действий коалиции неправительственных организаций на последующих встречах. Последнее не помешало официальным представителям государств доминировать над НПО при обсуждении различных вопросов и не спешить представлять широкие права общественности.

Идея такой конвенции заманчива и беспрецедентна. Впервые в истории международного права общественные организации допущены (или приглашены) к участию в разработке европейской конвенции. Эксперты говорят, что эта конвенция станет пробным камнем для европейских государств, а особенно стран бывшего Союза в плане демократизации, становления гражданского, открытого общества и готовности стать членом Европейского союза.

Конвенция состоит из трех основных частей: доступа к информации, участия общественности в принятии экологически значимых решений и доступа к правосудию.

Ключевыми вопросами, вокруг которых развернулась дискуссия, являются:

- определение экологической информации: включает ли она данные о здоровье людей, социально-экологические вопросы, культурные наследия;

- в пределах какого времени правительственные учреждения должны предоставить информацию. Предложенные сроки колеблются от 4-х до 8-ми недель;

- какие ограничения в доступе общественности к информации на основе признания ее конфиденциальной, являющейся государственной тайной, относящейся к секретам бизнеса и т.п.;

- будет ли конвенция требовать от стран публикаций реестра загрязнителей окружающей среды, что могло бы стать действенным инструментом в руках общественности для того, чтобы заставить загрязнителей проводить природоохранные мероприятия, предотвращение или ликвидацию последствий загрязнения;

- является ли обязанностью государств ежегодно публиковать доклад о состоянии окружающей среды, что уже стало традицией в Украине;

- будет ли конвенция предусматривать размещение экологической информации в Internet, что могло бы облегчить жизнь как правительственным чиновникам, так и НПО;

- обязаны ли правительственные органы учитывать мнение общественности при принятии экологически значимых решений? Или оно носит лишь рекомендательный характер, как это предусмотрено, например, в законодательстве Украины относительно экологической экспертизы.

И ряд других вопросов.

Россия и Германия заняли наиболее консервативную позицию при обсуждении этих вопросов, стараясь сузить права граждан и общественных организаций до рамок, существующих в национальном законодательстве этих стран. Их аргументация и мотивация понятна, им придется приводить свое законодательство в соответствие с конвенцией.

Менее консервативны, но достаточно сдержаны в признании экологических прав граждан и НПО Франция, Италия, Великобритания, Нидерланды. Прогрессивными можно назвать представителей Албании, Бельгии, Польши, Норвегии и Скандинавских стран. Что касается Украины - то ее представители, к сожалению, хранят молчание, не принимая участия в обсуждении, как, впрочем, большинство стран СНГ. Кстати, украинское законодательство имеет по большинству из спорных вопросов достаточно передовые положения.

Как НПО могут содействовать разработке прогрессивной конвенции?

Опубликовать текст проекта конвенции, материалы ее обсуждения. Работать с правительством, проводить консультации и переговоры, стараться включить представителей НПО в состав правительственных делегаций на последующие заседания.

Конвенция будет обсуждаться еще несколько раз до ее принятия осенью 1998г.

Благотворительный фонд «Экоправо-Львов» планирует вскоре провести обсуждение проекта конвенции заинтересованными в этом НПО совместно с представителями парламента и Министерства охраны окружающей среды и ядерной безопасности.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме