Вместе с тем все мы осознаем, что необходимо существенным образом повышать качество подготовки научных кадров, ведь от этого зависит, насколько быстро страна выберет инновационное направление развития национальной экономики, насколько действенно будут использоваться эндогенные факторы экономического роста, который должен находиться ежегодно хотя бы на уровне 5–6%. Только при таких предпосылках экономика страны сможет постепенно стать конкурентоспособной.
Одна из основных задач в решении этой проблемы - безусловно, развитие и государственная поддержка отечественных научных школ в каждой отрасли знаний, каждой специальности. Не так много научных школ ныне функционирует в стране, их количество существенно уменьшилась по сравнению с концом 90-х годов прошлого века - первыми годами нынешнего. Не способствует сохранению научного потенциала и ситуация, сложившаяся в Украине в последние годы, а именно: значительно ухудшилось финансовое обеспечение социальной защиты населения, снизился уровень финансирования высшего образования, науки, повысились тарифы на коммунальные услуги, продолжается война на востоке страны; большинство граждан оказалось за чертой бедности, ряд ведущих отечественных ученых работают за границей, создают валовый внутренний продукт других стран. Государство должно финансировать прежде всего ведущие научные школы, тогда получим соответствующие научные результаты, их действенное внедрение в экономику, промышленность, систему государственного регулирования.
К сожалению, сегодня далеко не все выполненные научно-исследовательские работы имеют научные результаты, надлежащие научно-практические заключения. Так какая же может быть результативность использования бюджетных средств, в целом польза обществу от такой "науки"? В условиях крайне сложного финансово-экономического состояния страны, ограниченности бюджетных ресурсов государство может финансировать только безусловно приоритетные, важные для научно-технического прогресса и общественного развития научные исследования. К научному государственному заказу должны привлекаться ведущие научные школы, настоящие ученые, для которых наука, по большому счету, - это и есть их жизнь.
Для повышения уровня подготовки научных кадров специализированные ученые советы, особенно докторского уровня, должны создаваться только в тех научных учреждениях, заведениях высшего образования, где функционируют соответствующие ведущие научные школы. По каждой специальности их может быть не более 5–10 в стране, но это существенно повлияет на качество научных результатов в диссертациях и постепенно будет возвращать доверие к научным степеням. Необходимо усиливать ответственность научного руководителя (консультанта), оппонентов, председателя, ученого секретаря специализированного ученого совета за наличие, прежде всего, научных результатов в защищенных диссертациях, академической добропорядочности именно в этих вопросах. Научная степень присуждается за получение научно обоснованных новых знаний. Если у ученых соответствующей специальности возникают сомнения относительно научных результатов, академической добропорядочности какой-либо диссертации, научной публикации, то экспертиза, проведенная ведущими учеными соответствующей специальности, может дать ответ на все вопросы. Оценки общественными активистами научных результатов, академической добропорядочности, предоставляемые не учеными по соответствующей специальности, не могут быть научно обоснованными. Указанное явление отрицательно сказывается на развитии отечественной науки, деятельности и так незначительного количества научных школ и в целом наносит значительный ущерб общественному развитию.
С целью улучшения подготовки научных кадров, безусловно, важно повысить качественный уровень подготовки магистров, бакалавров. Стандарты высшего образования, которые являются совокупностью требований к содержанию и результатам образовательной деятельности на каждом уровне высшего образования в пределах каждой специальности, играют весомую роль в решении этой задачи. На государственном уровне сейчас утверждено незначительное количество стандартов высшего образования. В то же время в некоторых ведущих заведениях высшего образования еще два года назад были разработаны и утверждены стандарты высшего образования, в частности в Киевском национальном торгово-экономическом университете это сделано по каждой специальности и специализации.
Важен также вопрос государственного заказа на подготовку специалистов. Поскольку это является средством государственного регулирования удовлетворения нужд экономики и общества в квалифицированных кадрах, необходимо ввести механизм распределения государственного заказа соответствующего количества бюджетных мест по специальностям, специализациям, в которых нуждается государство, с целью обеспечения социально-экономического развития страны.
Подготовка научных кадров, как известно, начинается с аспирантуры. В последние годы возник ряд проблем в системе функционирования аспирантуры. Прежде всего, растет их количество, в том числе в непрофильных заведениях высшего образования, в которых нет соответствующих научных школ, специализированных ученых советов, поэтому качество проведения научных исследований, подготовки диссертаций крайне низко. Проблемы начинаются уже на этапе утверждения темы диссертационной работы, определения цели исследования, объекта и предмета исследования, задач, которые необходимо решить в работе для достижения поставленной цели исследования. Спустя четыре года диссертация, выполненная на неудовлетворительном уровне, подается в специализированный ученый совет другого заведения высшего образования. Но изменить что-либо уже почти невозможно, проблема, прежде всего, - в отсутствии научных результатов, такая диссертационная работа может даже не отвечать паспорту научной специальности.
Значительная проблема существует также и со сроком поступления в аспирантуру - август–сентябрь следующего года после получения в декабре предыдущего года диплома магистра. За восемь месяцев почти все выпускники, имеющие способности к научной работе, уже трудоустроены. Образовательно-научная программа подготовки доктора философии содержит, как правило, значительную образовательную составляющую. Если стране необходимы научные разработки на довольно высоком уровне, надлежащие научные результаты, что отвечает инновационному направлению развития национальной экономики, целесообразно существенно усилить научную составляющую этой программы. Если в аспирантуре обучение длится четыре года, то в докторантуре - всего два. Как за такой короткий срок можно провести научные исследования на уровне докторской диссертации?
Все указанные проблемы, безусловно, негативно сказываются на качестве подготовки научных кадров в стране. Если государство в самом деле желает развивать науку, необходимо в ближайшее время решить проблемы подготовки научных кадров, обеспечить развитие научного потенциала, ведущих научных школ, которые еще есть в Украине.