Общеизвестно, любое новое знание, любой новый предмет в общественном сознании проходят три обязательные стадии: этого не может быть - в этом что-то есть - кто же этого не знает. Молодая наука этология совсем не исключение. Две первые стадии она уже успешно миновала, а появление в широкой печати статей об этологии говорит о том, что общество твердо стало на тот путь, когда в этой науке каждый будет считать себя специалистом, так же как в сельском хозяйстве и медицине. Это утверждение вполне обоснованно, поскольку этология - наука о биологических основах поведения животных и человека и занимается следующими проблемами:
описанием типологии поведения, отвечая на вопрос КАК (например, человек спит, ест, переживает боль, умирает и рождается, играет и флиртует);
этология пытается ответить на вопрос ЗАЧЕМ (необходимо то или иное поведение, исходя из исследования его эволюции и адаптивного значения);
этология пытается выяснить ПРИЧИНЫ и ВОЗМОЖНОСТИ МОДИФИКАЦИИ поведения, которые могут быть биохимическими, физиологическими, генетическими, социальными и пр.
В Украине этология получила свое развитие с начала восьмидесятых годов в Крыму. Но, характерная примета того времени, работы исследователей были известны научной общественности за рубежом, а не в собственном доме. Как результат - в настоящее время происходит переоткрытие широко известных и вполне устоявшихся истин.
Вся наша жизнь - это реализация предопределенного нам поведения, от поведения новорожденного до поведения центрального объекта в социальном ритуале погребения. Поведение животных и человека - итог, результат объединенной, скоординированной работы всех систем организма в его взаимодействии с окружающей средой. Развитие представлений о поведении закономерно привело к появлению самостоятельной науки - этологии (этос - норма поведения). Как самостоятельная наука она получила официальное мировое признание с 1973 года, когда трём биологам за исследования в области этологии животных была вручена Нобелевская премия. Ими были K.Lorenz, N.Tinbergen и K.von Frisch. В нобелевских речах K.Lorenz (1974) и N.Tinbergen (1974) указали на возможные перспективы применения этой науки в медицине, педагогике и исследованиях развития поведения у человека. K.Lorenz при этом более детально остановился на сути сравнительного метода и роли аналогий в изучении поведения, а N.Tinbergen на влиянии стресса на поведение в аспекте индивидуального развития и возможном применении этологии в поведенческой терапии. Он также обосновал возможности применения этологии в медицине.
Философы самых различных направлений и толка (отметим, не только фашистского или коммунистического направления) по разным причинам не приняли содержательную часть результатов и выводов исследований этологов. Наибольшее возражение идеологов науки (от науки и околонауки) вызывало применение принципов этологии к пониманию и толкованию феноменов культуры как закономерной части естественной природы живой материи. Все аргументы против сводились в конечном итоге к «этого не может быть», в первую очередь из-за отсутствия элементарных систематизированных знаний биологии. Отметим, что идея Локка о том, что человек приходит в мир «чистым листом бумаги», глубоко въелась в общественное сознание. На самом деле, он несет в себе начала многих и многих отобранных в процессе развития человечества поведенческих программ, в том числе и тех, которые достались нам исключительно от животных. Поясним вкратце суть дела. Вдохновитель и организатор всего поведения человека - его мозг. Организационно мозг человека, как и всех высших животных, можно условно разбить на три функциональные структуры: стволовой мозг (в том числе и спинной мозг), мозг рептилий и новая кора. Конечный результат нашего поведения, в том числе и интеллектуального, определяется целостной, объединенной работой всех указанных систем. Отсюда вытекает, что все, что нам досталось от рептилий, такое же человеческое, как и удовлетворение высших духовных потребностей. Не говоря о том, что многие весьма «духовные» учения являются по сути своей формой реализации поведения рептилий.
До конца 80-х годов официальной академической наукой в СССР, при довольно мягком отношении к этологическим исследованиям животных, этологические исследования человека считались социал-дарвинизмом, а исследователям клеился ярлык «биологизаторов». Открытые публикации по данной теме были невозможны, она относилась к научному «андеграунду». Поэтому этологические исследования официально, как правило, оформлялись исследованиями физиологии поведения. Результаты были известны лишь очень узкому кругу специалистов страны и, характерная примета того времени, широко известны ведущим специалистам дальнего зарубежья. Отдельные направления исследований финансировались в рамках военных заказов, поскольку военным, в отличие от философов, важна только одна правильная идеология - лишь бы хорошо стреляло или не мешало целиться. В СССР этология вполне успешно развивалась биологами Симферопольского государственного университета под руководством В.Сидякина и Н.Яновой, медиками и антропологами Крымского медицинского института под руководством А.Корнетова и В.Самохвалова. В Московском государственном университете успешно работали Е.Панов, Г.Симкин, М.Дерягина, М.Бутовская.
Этология совсем не случайно получила свое развитие в Крыму. С одной стороны, «столицы» считали Крым научной провинцией и «сверху» смотрели сквозь пальцы на «мелкие научные шалости». С другой стороны, местное руководство достаточно бережно и вполне лояльно относилось к научным, театральным, художественным и другим новациям. Поэтому, когда две группы ученых пришли к необходимости заниматься этологией, особых препятствий им не чинили.
Лаборатория физиологии человека и животных под руководством профессора В.Сидякина успешно занималась изучением влияния переменных магнитных полей на структуры мозга лабораторных животных. Очевидно, что конечный итог воздействия этих полей на мозг - модификации поведения. Экспериментально было обнаружено влияние переменных магнитных полей, близких к естественному фону, на социальное поведение животных. В результате удалось установить механизмы нарушений поведения в периоды геомагнитных возмущений. То есть были выявлены механизмы изменения поведения в результате воздействия «земного эха солнечных бурь».
Следует заметить, что фон переменных электромагнитных полей, или, как сейчас принято его называть электромагнитный смог, стремительно растет. Распространение сотовой телефонной и других видов радиосвязи, кроме блага, несет за собой непредсказуемые массовые модификации индивидуального, а вслед за ним и социального поведения.
Заведующий кафедрой психиатрии Крымского медицинского института профессор А.Корнетов (ныне покойный) в развитии идей научной школы известного психиатра М.Гуревича уделял внимание разработке объективных методов постановки диагноза в оценке психологического состояния душевнобольных.
Несомненной заслугой А.Корнетова (1992) является то, что он поставил вопрос о биологических корнях политических режимов, и в частности тоталитарного социализма. Он обнаружил аналогии между описаниями этапов формирования массовых психозов В.Бехтеревым, стадиями дезинтеграции индивидуального сознания М.Гуревича и этапами возникновения и распада тоталитаризма. Модель психопатологии индивидуального сознания полностью повторяла социально-политический процесс.
За годы «запрета» крымскими этологами было сделано очень много.
Политические процессы - одна из областей применения этологии, в частности, характерные для них феномены доминирования - подчинения, агрессии, войны, патриотического поведения, политического лидерства и формирования криминогенных групп, патернализма, национализма. В.Егоровым найдены и описаны индивидуальные поведенческие феномены в ситуациях экономических кризисов, например, специфическая реакция на отсутствие чего-либо, «собирание-запасание», попрошайничество; групповые феномены очередей; инициирование групповой агрессии и защиты, а также массовые феномены на площадях.
А.Любарский изучал половую конституцию и поведение новых политических лидеров Крыма и обнаружил, что поведение лидерства проявляется в строго определённом сочетании речевых (вербальных) и неречевых (невербальных) устойчивых комплексов, которые указывают на высокий уровень андрогенов и доминантности. То есть повышенной способности к воспроизводству потомства.
О.Хренниковым был проведен детальный анализ неречевой компоненты агрессивного поведения человека в норме и патологии. Особо следует выделить его исследования агрессии в межкультуральных контактах различных этнических групп. Отметим один из важных выводов этих исследований. Сходство агрессивных проявлений определяется не этнической принадлежностью, а географической близостью мест проживания. Иначе говоря, в конфликте курдов и турок обе стороны одинаковы в проявлении крайних форм агрессивности.
С начала 90-х годов исследования по этологии человека стали достоянием более широкой научной общественности, однако возникли новые проблемы, связанные с распадом информационного пространства стран бывшего СССР. В последние годы осведомлённость о данном направлении в научных кругах, например России, фактически привела к тому, что известные истины «открываются» повторно без ссылок на первоисточники. Между тем, уже давно существуют не только Международное общество этологии человека и Европейское социобиологическое общество, которые выпускают свои бюллетени, но и Крымская этологическая ассоциация, публикующая свой журнал совместно с психиатрами, психологами и психотерапевтами (Acta Psychiatrica, Psychologica, Psychotherapeutica et Ethologica Tavrica), который входит в рейтинговый список ВАК Украины. Таким образом, вполне определенно можно утверждать, что Крым - колыбель украинской этологии.
Этологии человека всего около 15 лет, она пока не сформировалась как завершённая область знаний. Неясны её границы относительно социобиологии, генетики поведения, антропологии. Однако уже сейчас понятна прагматическая ценность этологической методологии для диагностики в психологии и медицине, в частности в психиатрии. Пока в этой науке больше белых пятен и практически нет догм, и у неё внешне заманчивые перспективы. По-видимому, ей предстоит экспансия, напоминающая завоевания психоанализа, в связи с тем, что она охватывает не только все аспекты индивидуального и социального поведения, но и сферу культуры. Но возможно, что от неё останется только метод не экспериментального наблюдения и сравнительная эволюционная логика, а сама этология вольется в более обширную область знаний.