ИНФОМАГИСТРАЛЬ

Кладбище для звезд Международная команда астрономов сообщила на прошлой неделе об обнаружении н...

Кладбище
для звезд

Международная команда астрономов сообщила на прошлой неделе об обнаружении нескольких десятков темных, мертвых звезд — образований, которых раньше никогда не встречали в пределах нашей Галактики. Предполагается, что эта находка поможет ученым приоткрыть завесу над тайной, которая уже несколько десятилетий будоражит умы космологов. Речь идет о нестыковке масштабов обнаруживаемой в космосе массы с проявлениями ее гравитации. Мертвые звезды, как предполагают ученые, могут содержать в себе хотя бы часть недостающей массы в виде так называемого «темного вещества».

Независимые эксперты называют первые прямые доказательства существования «темного вещества» значительными и волнующими, считая, что полученная информация позволит пересмотреть существующие теории относительно того, как образовывались звезды и галактики на самых ранних этапах существования нашей Вселенной.

Итак, 38 объектов, которые раньше оставались невидимыми, обнаружены на расстоянии 450 световых лет от Земли. Все они представляют собой остатки солнцеподобных звезд, коллапсировавших до размеров Земли. Предполагается, что такие образования, известные под названием «белых карликов», могут создавать от 3 до 35 процентов «темного вещества». Это очень древние структуры, «светлые» дни которых закончились, по оценкам ученых, 10–13 миллиардов лет тому назад. Бен Оппенгеймер, основной автор статьи, которая появилась в прошлом номере журнала Science, считает, что находка его команды «поднимает множество вопросов относительно нашего понимания истории формирования звезд галактики и основных вопросов формирования звезд вообще».

Собственно, белые карлики обнаруживались астрономами и ранее, однако непрямыми методами и вовсе не в тех количествах, которые позволили бы объяснить расхождение между фактической и спрогнозированной массами во Вселенной. Более того, их количество в 20 раз превзошло ожидаемое. «Это исследование вовсе не ограничивается «белыми карликами» и «темным веществом», — подчеркивает Дидье Сумо, член международной команды. — Оно затрагивает вопросы формирования звезд галактики».

Одни слова –
и никаких тебе выражений!

Западного обывателя говорящими компьютерами уже не удивишь. Более 250 крупных компаний, включая UAL Corp., America Online Inc., Fedex Corp., давно уже общаются со своими многомиллионными клиентами «компьютерными» голосами. При этом Кристофер Котли, один из ведущих экспертов по системам распознавания речи, считает, что пришло время поднять качество подобных технологий на принципиально новый уровень. И загвоздка в решении этой проблемы вовсе не в достижениях инженерной мысли, а в правильной интерпретации результатов исследований, проведенных психологами, социологами и лингвистами. Результаты этих исследований свидетельствуют, что даже те пользователи, которые осознают, что обращаются за интересующей их информацией не к человеку, а к компьютерной системе (а ведь есть и не такие «сознательные» клиенты), все равно предпочитают отождествлять любое говорящее устройство с живой личностью. Так, например, Клиффорд Насс, профессор Стэнфордского университета, изучавший реакцию различных людей на одну и ту же рецензию книги, озвученную одним и тем же компьютером пятью различными голосами, установил, что эмоциональное восприятие одной и той же информации в зависимости от голоса сильно отличалось и что даже специалисты по высоким технологиям предпочитали идентифицировать каждый компьютерный голос с отдельной личностью, а не с отдельным интерфейсом одного и того же компьютера. Именно поэтому д-р Котли нанял целую бригаду профессиональных артистов, которые не просто озвучивают текст, а проигрывают самые разнообразные ситуации. Теперь в компьютер вводятся не отдельные слова, а целые словосочетания и даже отдельные выражения. Самое главное — научить затем компьютер правильно их компилировать. Как утверждают специалисты, труднее всего приучить программу использовать различные междометия, которые, тем не менее, в максимальной степени способны активизировать внимание клиента. Да и интонационные связки, как оказалось, имеют огромное значение. В частности, в последней наработке д-ра Котли для системы, озвучивающей десятизначные телефонные номера, насчитывается 1200 начитанных профессиональными чтецами цифровых сочетаний, тогда как в предыдущей их количество ограничивалось 30.