Исследование, проведенное в торговых галереях, позволило установить, что запахи стимулируют доброту.
Галереи, в которых поддерживается комфортный микроклимат, чья колористика ублажает глаз, а стены увиты тропическими растениями, может создать у неподготовленных посетителей впечатление, что они являются предметом необычного психологического эксперимента. Собственно, так оно и было, когда Роберт Барон и его исследователи посетили галерею в нижней части Нью-Йорка.
Покупателей, проходящих мимо различных киосков, останавливали случайные прохожие с просьбой разменять доллар или одолжить на минуту ручку, и ничто не давало повода подозревать, что реакция покупателей на эту просьбу скрупулезно фиксируется. Исследователи пытались выяснить, могут ли ароматы кофе, прохладительных напитков, домашней выпечки толкнуть людей на добрые поступки. Один из двух экспериментов показал, что под влиянием аромата жарящегося кофе или готовящейся выпечки люди в два раза чаще соглашаются разменять доллар прохожему, чем в безароматной среде. Эксперимент с ручками давал аналогичные результаты.
«Когда в воздухе витают приятные ароматы, люди оказываются гораздо более отзывчивыми», - сказал Барон, профессор Ренселлеровского института.
Приятные ароматы - добрые дела?
В каждом эксперименте испытывалась готовность помочь 116 покупателей, и в обоих экспериментах пытались определить границы области, в которых ощущаются и не ощущаются ароматы, а также другие факторы, такие, как время дня, количество пешеходов, близость к выходам из галереи, освещение.
«Просто чудо! Когда в воздухе разливается приятный
аромат, люди, оказывается, гораздо более склонны проявлять доброту», - говорит Роберт Барон.
Экспериментаторы учитывали также и пол испытуемых, так что к мужчинам с просьбами обращались только мужчины, а к женщинам - только женщины. Такое ограничение было наложено по просьбе директора галереи Чарльза Брайденбаха, который беспокоился, что некоторые покупатели, особенно женщины, расценят просьбу разменять доллар со стороны мужчины как неуклюжую попытку завязать знакомство.
В статье, которую Барон подготовил к публикации в следующем номере «Personality and Social Psychology Bulletin», он пытается объяснить, как хорошие запахи приводят к хорошим делам. «Эффект влияния приятных запахов на социальное поведение берет свое начало, по крайней мере частично, из аромат-побудительной мотивации положительного действия», - пишет он. Другими словами, когда человек ощущает приятный аромат, он счастлив. А когда люди счастливы, от этого лучше всем.
«В этом нет ничего магического, - говорит Барон. - Когда у людей хорошее настроение, ... они более отзывчивы».
И это еще не все. Противоположное утверждение также оказывается справедливым, замечает Крэг Андерсон из Миссурийского университета. Неприятные запахи повышают агрессивность людей, ухудшая их настроение.
Так что стоит избегать неприятных шумов, душных помещений и других заведомо раздражающих факторов окружающей среды. Исследования показывают, что количество убийств возрастает с наступлением летней жары.
«В этом кроется нечто завораживающее для социопсихологов, - говорит Андерсон. - Ну как можно поверить в то, что увеличение числа убийств обуславливается лишь тем, что ... слишком жарко?»
Барон не в состоянии дать удовлетворительного объяснения всех этих фактов, однако он настолько уверен в существовании подобного феномена, что вложил в него половину всех своих сбережений. Он получил патент на устройство, которое совмещает в себе воздушный фильтр, звуковой генератор и ароматизатор, предназначенный в первую очередь для спален в колледжах и других помещениях, где люди вынуждены терпеть тесное соседство друг друга. Владельцы подобного устройства смогут защитить себя от стресса одновременным заглушением фонового шума, очищением воздуха и, по желанию, ароматизацией воздуха одним из трех ароматов - цитрусовым, цветочным или тем, который Барон называет «свежим».
«Это устройство объединяет все мои исследования окружающей среды», - говорит Барон.