Гомо сапиенс — шимпанзе: волосатая, подвинься!

Ближайшим биологическим родственником гомо сапиенс считается шимпанзе. Этот вид обезьян по многим генетическим и биохимическим показателям очень близок к человеку. Более того, представители этого обезьяньего племени проявляют даже некоторые «интеллектуальные» способности — в условиях опыта они могут выполнять сложные задачи, использовать предметы в качестве орудий, обучаться словам-жестам и даже рисовать. Недавно генетикам удалось полностью расшифровать геном шимпанзе. Оказалось, что он насчитывает 2,8 млрд. оснований ДНК («букв» генетического кода) и почти идентичен геному человека.

В среде ученых это вызвало бурные дискуссии. Ведь несмотря на удивительное сходство геномов человека и шимпанзе (различия между ними составляют всего два процента), совершенно очевидны внешние, фенотипические различия между этими видами. Какие же генетические изменения привели в процессе эволюции к наблюдаемым ныне различиям у двух видов (предполагается, что их разделение произошло около восьми миллионов лет назад)?

Недавно появилось достаточно революционное сообщение о том, что небольшие отличия в материале наследственности между видами наблюдаются только при суммарном сравнивании геномов (точнее последовательностей ДНК). Если же сравнивать только гены, с которыми связаны видоспецифические отличия (т. е. те гены, которые ассоциированы с признаками, отличающими один вид от другого), то между ними (видами) обнаруживаются колоссальные различия. Так, анализ белков, главным образом ответственных за морфологические отличия между человеком и шимпанзе, показал, что около 80 процентов таких белков у сравниваемых видов различны. К такому выводу пришла международная группа ученых, в составе которой работает молодая киевская исследовательница, кандидат биологических наук Галина Глазко (последние несколько лет она живет и работает в США). Статья о результатах проведенного исследования опубликована в авторитетном научном журнале «Gene». (Glazko G, Veeramachaneni V, Nei M, Makalovski W. Eighty percent of proteins are different between humans and chimpanzees. Gene. 2005).

По мнению многих ученых, это фундаментальное исследование должно положить конец количественному сравнению разных геномов и открыть путь для качественно нового подхода в оценке генетической информации. Специфика межвидовых отличий связана с очень небольшим количеством генов, которые являются ключевыми для перестройки определенных генных ансамблей. Эти ключевые гены и ведут «первую скрипку» в видообразовании.