ГЕРМЕС С ВЕНЕРОЙ РОДОМ ИЗ ПРИБУГСКОЙ «ОЛЬВИИ»

Археологический сезон 1996 года, страницы которого уже перевернуты и стали историей, на древней земле Ольвии имел свои особенности...

Даже в тяжелые времена раскопки в античном граде-государстве Ольвия, основанном греками-колонистами в VI веке до нашей эры в Нижнем Побужье, финансировались государством. В наше же время денег, к сожалению, не нашлось. Однако археологический сезон оказался на удивление продуктивным. Наверное, потому, что археология - довольно увлекательное занятие, и всегда держалась не только на деньгах, но и на энтузиазме. Именно в последнем сезоне это качество профессионалов-археологов и особенно любителей из числа молодежи оказалось решающим… Во всяком случае, людей на раскопках не уменьшилось.

Всемирно известному заповеднику «Ольвия» свои услуги предложили археологи, студенты, любители из Киева, Луганска, Санкт-Петербурга, Москвы, Йошкар-Олы, ученые из Румынии, США, Канады. А канадский профессор, исследователь античности Дэвид Хоурт не только привез на древние земли для раскопок студентов, но и выступил спонсором. Не осталось в стороне и местное КПС с одноименным с заповедником названием «Ольвия», помогая в бытовом обеспечении археологам и добровольцам.

И провидение словно бы отблагодарило за порыв энтузиастов и всех тех, кто им помог. Ведь результат археологов - находки, которые, перефразируя известное выражение, по осени считают. Поскольку археологический сезон на ольвийской земле закончился, самое время подсчитать счастливые находки.

Говоря о них, ученые отмечают мраморную головку Венеры и скульптуру Гермеса - вестника богов и покровителя путников и душ умерших. Подобных по значению находок не удавалось найти и в более благополучные, материально обеспеченные сезоны… Статуэтка Гермеса, скажем, способна украсить, по мнению специалистов, любой музей мира. Другие находки также порадовали. В террасной части Ольвии открыт дом с расписной штукатуркой, развалом черепичной кровли… Обследование несколько лет назад обнаруженного объекта приблизило ученых к убеждению, что это - античный храм. А некрополь подарил стеклянный базальмарий, кубки, амфоры, красивую расписную керамику.

Археологический сезон в заповеднике «Ольвия» оказался настолько полноценным, что и водная его часть была «на высоте». Дело в том, что определенная часть месторасположения древней Ольвии сейчас покрыта водами Бугского лимана и ранее там работали водолазы-археологи. Ясное дело, что такая работа, требующая специального оснащения, обходилась особенно дорого. За подводные поиски тоже взялись энтузиасты - члены известного в Причерноморье морского клуба «Садко». В результате со дна лимана было извлечено немало находок, имеющих важное историческое значение.

Сделан хороший задел на будущее. Археологам удалось раскопать ранее неизвестное античное поселение, обнаруженное в черте заповедника, сразу за 300-гектарным некрополем, в районе, который по иронии судьбы, считался ранее достаточно хорошо изученным. Как стало известно, была проведена разведывательная раскопка, при которой обнаружилось несколько каменных кладок, что позволяет надеяться на богатые раскопки в будущем.