ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ ПОКАЗАЛИ, ГДЕ РАКИ ЗИМУЮТ

Поделиться
Все мы хорошо ориентируемся в ценах на многие вещи, но вряд ли в своей массе знаем реальную цену тому, без чего немыслимо само наше существование, - воде, земле, воздуху, лесу и другим дарам природы...

Все мы хорошо ориентируемся в ценах на многие вещи, но вряд ли в своей массе знаем реальную цену тому, без чего немыслимо само наше существование, - воде, земле, воздуху, лесу и другим дарам природы. До недавнего времени, а точнее, до чернобыльской трагедии, об этом почти не задумывались, особенно поколение, взращенное на мичуринском мировоззрении, приветствующем грабительское отношение к природным богатствам. Бывшая экономическая система способствовала нерациональному использованию природных ресурсов, непомерным аппетитам в потреблении энергии, не создавала стимулов их сохранения и разумного использования. Экологические последствия такой недальновидной политики тяжким бременем легли на экономику Украины. По подсчетам специалистов, до 10% валового внутреннего продукта мы теряем в виде уменьшения производительности и преждевременной потери основных фондов, природных и человеческих ресурсов. Ресурсоемкость конечного продукта у нас в три (!) раза превышает мировой уровень. В критическом экологическом состоянии, угрожающем здоровью людей и всему живому, оказались целые регионы страны, возникла угроза гибели главной водной артерии Украины - Днепра. Слава Богу, умные, небезразличные к судьбе Украины люди вовремя начали бить в колокола.

Фактически четыре года мы живем в условиях экологических реформ, формирования новой экологической политики. Несмотря на сравнительно небольшой отрезок времени (губили-то среду обитания в продолжении десятилетий!), уже можно говорить об ощутимых результатах. Об этом шла речь на состоявшемся на этой неделе брифинге для журналистов министра охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины Юрия Костенко. Возможности газетной площади позволяют сделать акценты лишь на основных моментах этой встречи.

Губить природу стало экономически невыгодно

Исходя из причин, вызвавших экологический кризис, в условиях трансформации административной системы и перехода к рыночным отношениям приоритетное значение в политике Минэкобезопасности было уделено формированию основ эколого-экономической системы природопользования. Одним из первых эколого-экономических рычагов стал механизм платы за загрязнение. Теперь губить окружающую среду (что раньше делалось фактически безнаказанно) стало экономически невыгодно. например, в этом году общая сумма платежей за выбросы вредных веществ комбината «Азовсталь», по подсчетам руководства предприятия, составит 14 - 16 млн. гривен, или 24,7% от ожидаемой суммы прибыли, остающейся в распоряжении комбината. Таким образом предприятию приходится расплачиваться за экологически отсталые технологии, не проводимые в прежние годы природоохранные работы.

Платным стало также природопользование. Впервые в Украине введена плата за использование земельных, рекреационных, лесных, водных - всех видов природных ресурсов.

Плата за природные ресурсы направляется в доходные части государственного и местных бюджетов. Начиная с 1994 года, в госбюджете выделен отдельный раздел «Охрана окружающей природной среды и ядерной безопасности» для целевого финансирования природоохранных мероприятий. Вследствие разработки и внедрения нового экономического механизма природопользования и финансирования общегосударственных природоохранных программ и мероприятий экологический раздел госбюджета стал сбалансированным.

Что ловим на «конце трубы»?

Новые базовые принципы, которые внедряет Минэкобезопасности в последние годы, позволят устранить недостатки в существующей системе природопользования и ввести эффективные нормативы качества компонентов окружающей среды, которые можно изменять и контролировать. На сегодня почти закончен переход на новые принципы регулирования выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду - европейские стандарты.

До этого регулирование выбросов и сбросов загрязняющих отходов осуществлялось на основе т. н. предельно допустимых концентраций вредных веществ в окружающей среде. Но в наше время в природе существует чрезвычайно большое количество загрязнителей. Например, в воздухе насчитывается более 2,5 тыс. различных ингредиентов, в воде - более 1,5 тыс., и регулировать по всем этим компонентам качество воздуха или воды невозможно. Старая система позволяла что-то делать на бумаге, но реально регулировать и контролировать, тем более выбросы загрязняющих веществ, практически было невозможно.

Начиная с нынешнего года, вместо того чтобы безуспешно ловить на «конце трубы» множество загрязнителей, нормированию и контролю будут подлежать только 10-20 ингредиентов (за остальными будет вестись мониторинг), как это практикуется в мире. И это именно те ингредиенты, которые в сумме дают 95%, а то и 99% всех видов загрязнений. Уже завершена разработка необходимых нормативных документов, внесены изменения в законодательные акты, такие, как Закон об охране атмосферного воздуха, Водный кодекс, и со следующего года будет осуществлен переход к регулированию загрязнения окружающей среды по сокращенному количеству показателей. Такой принцип контроля и регулирования загрязняющих веществ подтвердил свою эффективность в мире.

Не побеждать,

а упреждать

В бывшей системе действовал принцип реагирования на происшествие и обычно ничего не предпринималось, чтобы его не допустить (авось, ничего не случится). Примеров сего из нашего горько-печального опыта множество. В то же время в большинстве стран действовал другой принцип: реагировать не на событие, а не допускать его, упреждать.

Стратегия Минэкобезопасности - в создании государственной системы регулирования экологической безопасности, способной обеспечить переход от реагирования на уже случившееся событие к осуществлению упреждающих и контрольных мер.

Этому призвана способствовать в первую очередь государственная экологическая экспертиза. По инициативе Минэкобезопасности Верховной Радой принят закон «Об экологической экспертизе». Основная цель такой экспертизы - не допустить реализации проектов, программ или деятельности, представляющих повышенную экологическую опасность. В целом эколого-экспертными подразделениями Минэкобезопасности ежегодно рассматривается 3000-5000 единиц разной предпроектной и проектной документации, в частности, в 1995 г. - 4500 материалов. Около 30% проектных материалов отклоняются как экологически необоснованные либо возвращаются на доработку. То, что сегодня в составе министерства есть орган, осуществляющий регулирование и использование ядерной энергии, контроль за деятельностью ядерных объектов, как раз свидетельствует о том, что на деле уже начат переход к принципу недопущения той или иной экологически опасной ситуации.

На сегодня в Украине уже действуют элементы общенациональной системы наблюдений за состоянием окружающей среды. Введена автоматизированная система радиационного контроля в 30-километровых зонах Запорожской и Ривненской АЭС. В перспективе системы радиационного мониторинга и раннего оповещения будут созданы на каждой АЭС с общим пунктом управления в Киеве. Эта система является составной частью государственной системы экологического мониторинга окружающей природной среды - СЭМ «Украина» и правительственной информационно-аналитической системы. Однако о СЭМе можно говорить только в перспективном плане, поскольку в 1995 году работы по созданию этой системы затормозились из-за отсутствия средств, а в нынешнем году вообще находятся под угрозой срыва (профинансировано только 3% необходимых средств). Планово осуществляются лишь те работы, на которые министерство добилось международной технической помощи.

Своеобразным индикатором проведения экологических реформ в Украине является международное сотрудничество, благодаря которому нашей стране выделяется существенная материальная помощь для решения экологических проблем. Сегодня эта помощь составляет около $20 млн., тогда как еще в 1993 г. это было всего лишь $60 тыс. Сегодня Украина является субъектом 13 природоохранных конвенций глобального и регионального характера. Украина готовится к участию во многих международных программах и проектах в области экологической безопасности. Цивилизованный мир пришел к пониманию, что в одиночку не выжить, что невозможно обустроить у себя экологически чистый «рай», если над соседским домом висит смог. Экологические проблемы не знают границ.

В заключение несколько слов в радужно-зеленых тонах. По данным Государственной экологической инспекции, контрольные показатели состояния окружающей природной среды в последние годы улучшились, например, воздух стал чище на 30%. Активизировалась контрольная деятельность, ужесточились меры наказания. если в 1993 г. к разным видам ответственности за нарушение природоохранного законодательства было привлечено 21 тыс. должностных лиц и граждан, то в 1995-м - 32,2 тыс. За прошлый год с нарушителей взыскано штрафов на сумму 109,4 млрд. крб. Кроме того, $183,3 тыс. с иностранных физических и юридических лиц. Государственная экоинспекция временно приостанавливала деятельность предприятий или отдельных вредных производств (1994 г. - 508,

1995-й - 583). Следственным органам передано 566 дел, по которым к уголовной ответственности привлечено 137 человек. И т. д. и т. п.

По мнению сотрудников инспекции, лучшим индикатором улучшения экологического состояния водных ресурсов являются раки, которые появились в наших реках. А в промышленно-загрязненных регионах стали расти огурцы, о которых там забыли из-за кислотных дождей.

Конечно, улучшению экологических показателей в значительной мере способствовало ухудшение экономической ситуации в стране. Как говорится, не бывает худа без добра. И теперь главнейшая задача Минэкобезопасности, - как отметил министр, - чтобы рост экономических показателей не сопровождался падением экологических.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме