ЭХ, И ПРОКАТИМСЯ

04 октября, 1996, 00:00 Распечатать Выпуск № 40, 4 октября-11 октября 1996г.
Отправить
Отправить

США реализуют новую программу создания многоразового космического корабля Без особой помпы и без...

США реализуют новую программу создания многоразового космического корабля

Без особой помпы и без какой-либо реакции украинской прессы, и тем более «широких читательских масс» произошло, без сомнения, крупнейшее событие последних лет в области исследования космического пространства. Впрочем ее достижения на глазах одного лишь поколения жителей Земли из полузакрытой, окруженной тайнами и домыслами сферы стали обыденным атрибутом нашей повседневной жизни. Как удовлетворенно шутят по этому поводу сами «приобщенные» специалисты, большинство сограждан тех космонавтов, что «работают» положенные им месяцы (!) на орбите, не знают даже имен последних - в силу «ординарности» события.

А произошло, в общем-то, «рутинное» представление проекта нового космического корабля, готовящегося специалистами NASA в качестве флагмана космической науки начала тысячелетия.

В начале июля вице-президент США Эл Гор объявил, что правительством США в качестве главного разработчика и изготовителя экспериментального корабля под кодовым обозначением X-33 избрана компания Lockheed Martin Corporation (находящаяся в Палмдейле, Калифорния). Создающийся космический корабль готовится на замену «шаттлу» как транспортное средство, способное доставить в космос большее число людей и подешевле.

Проект экспериментального корабля компании Lockheed победил в жестком отборе подобные же разработки двух других крупнейших аэрокосмических фирм.

McDonnell Douglas Corporation предложила проект корабля, взлетающего и приземляющегося вертикально, а Rockwell International Corporation предложила запустить крылатый космический корабль, весьма напоминающий «спейс шаттл».

Экспериментальная модель компании Lockheed выглядит необычно, напоминая очертаниями плоский клин или треугольник, не имеющий знакомых нам крыльев. В отличие от «челнока» она не будет иметь отделяемых частей, таких как сбрасываемые топливные баки или ракета-носитель первой ступени. Корабль также будет обладать более экономичными и эффективными двигателями, облегченными топливными баками и упрочненной тепловой защитой, будет взлетать вертикально, а приземляться - подобно самолету.

По мнению экспертов Национального исследовательского совета, разработка такого космического корабля столкнулась со значительными техническими трудностями, которые были успешно преодолены. Хотя корабль конструктивно является бескрылым, он великолепно использует форму своего плоского фюзеляжа («несущего тела») при планировании и приземлении. Что касается силовой установки, то здесь главная роль отводится так называемой «аэроигле» - мощному линейному (а не секционированному) двигателю, предполагавшемуся быть примененным (но затем отвергнутому) в конструкциях «Аполлона» и «спейс шаттла».

Целью создания нового корабля является уменьшение затрат по выведению на орбиту полезного груза (составляющих ныне примерно 20 000 долларов за килограмм) и доведение их до 2 000 долларов за килограмм и ниже. Разработчики рассчитывают достичь этого благодаря использованию более легких материалов при изготовлении фюзеляжа, баков, внешнего покрытия корабля.

Вице-президент Гор (положение обязывает?) уже назвал проект X-33 «чудом высокой технологии».

Новый космический корабль, подобно авиалайнеру, будет иметь возможность совершать полеты каждые несколько дней. А это - 40-50 раз в год, в отличие от «шаттла», рассчитанного на 7-8 полетов в год. Напомним, что первый полет «космического челнока» состоялся в 1981 году. Полет корабля X-33 новой, полностью отработанной конструкции ожидается в 2006-м или 2007 году, когда «шаттл» уже морально устареет.

Согласно подписанному с NASA соглашению, компания Lockheed будет постоянно совершенствовать конструкцию X-33 и с этой целью в 1999 году будут проведены по крайней мере 15 суборбитальных экспериментальных полетов. Испытательный корабль будет иметь длину около 20 метров при такой же ширине. Он будет дистанционно пилотируемым и, как планируется, будет способен достигать высот до 80 километров.

Стоит иметь в виду при этом, что на проект X-33 лишь на 1999 год компанией Lockheed выделено 220 млн. долларов, а NASA - 941 млн. долларов.

После осуществления оценочных испытательных полетов компанией-изготовителем и инвесторами будет вынесено решение о продолжении разработки корабля многоразового использования под кодовым названием «Venture Star», вдвое большего, чем экспериментальный X-33.

NASA полагает, что, значительно снизив стоимость «засылки» грузов на орбиту, ей удастся увеличить степень своего участия в мировом рынке услуг в области орбитальных запусков. Ведь с той поры, как с начала 80-х годов стали развиваться системы орбитальных коммерческих запусков, создаваемые в Европе, России, Азии, доля NASA на глобальном рынке «космических услуг» упала со 100 до менее чем 30 процентов.

Поэтому-то NASA считает это событие историческим. Как заявил в день обнародования проекта администратор NASA Дэниэл С.Голдин: «До сих пор мы посылали в космос десятки космонавтов в год, новый корабль позволит посылать теперь уже сотни людей, а следующие поколения космических кораблей дадут возможность полететь в космос тысячам землян».

По материалам USIA

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК