ДАВАЙТЕ НЕ БУДЕМ ПОСЫПАТЬ ГОЛОВУ ИННОВАЦИОННЫМ ПЕПЛОМ!

Поделиться
Накануне обсуждения в Верховной Раде ситуации, сложившейся с инновационной политикой в Украине, в Киеве прошли различные мероприятия, призванные осветить положение дел в этой области...
Виктор Падалко

Накануне обсуждения в Верховной Раде ситуации, сложившейся с инновационной политикой в Украине, в Киеве прошли различные мероприятия, призванные осветить положение дел в этой области. В Украинском институте научно-технической и экономической информации (УкрИНТЕИ) состоялись пресс-конференции, «круглые столы», конференции, посвященные этой теме. Пожалуй, наиболее информационно насыщенной была Национальная выставка высоких технологий и конкурентоспособной продукции. К сожалению, далеко не все представленное можно назвать конкурентоспособной продукцией. Более того, некоторые экспонаты просто вызывали удивление — почему они кочуют с одной выставки на другую? Видимо, на выставках действует общее правило рынка — кто покупает площадь, тот и показывает на ней все, что он хочет...

Тем не менее, если оценивать выставку по представленным на ней достижениям, то она, безусловно, очень интересна. Особенно внушительно выглядит продукция предприятий Министерства промышленной политики Украины. Здесь действительно, как говорится, есть на что посмотреть.

Государственный секретарь Минпромполитики Виктор ПАДАЛКО поделился с обозревателем «ЗН» своими мыслями о том, какие проблемы сегодня стоят перед министерством и как ведомство собирается их решать.

Почему никто не хочет вкладывать средства
в нашу промышленность?

Собственно, вопрос об инновациях обычно сводится к разговору о деньгах и умных головах. Умные головы у нас вроде бы есть. Более того, судя по количеству уезжающих из Украины, их здесь как будто в избытке. Вот вопрос с деньгами кажется запутаннее. Хотя некоторые знатоки утверждают: их в Украине не меньше, чем умных голов, вот только… Впрочем, послушаем, что на этот счет думает Владимир Григорьевич, компетентный в таких вопросах:

— Задача Министерства промышленной политики и находящихся в его ведении научных организаций и предприятий — создавать конкурентоспособную технику, пользующуюся спросом на рынке. Мы представили разработанные у нас проекты коммерческим банкам. Успехом можно считать то, что Национальный банк Украины принял решение предоставить кредиты на инновационные проекты под более низкую ставку, скажем, 15% годовых. Это открывает определенные финансовые возможности для научно-исследовательских организаций, предприятий воплотить проекты в жизнь.

Чтобы знать объективную оценку нашей продукции, мы выставляем все свои инновационные проекты на известных международных выставках, например, на Ганновер-ЦЕБИТ, где представлены лучшие мировые информационные и телекоммуникационные технологии, и на проходящей весной в том же городе Ганновер-МЕССЕ, где экспонируется машиностроение. Мы даже издали основательный каталог на украинском, русском и английском языках, чтобы привлечь иностранного инвестора. К сожалению, не все здесь ладится — пока желающих принять участие в наших инновационных проектах немного. Поэтому нельзя сказать, что на украинские предприятия пошел иностранный инвестор. Не все получается и с украинскими инвесторами — на сегодняшний день у нас только пять проектов, имеющих реальные договоры с коммерческими банками.

— Почему же не идут иностранцы?

— Мы склоняемся к мысли, что они не хотят создавать себе конкурентов в производстве высокотехнологичной продукции.

— А почему не раскошеливаются наши коммерческие банки?

— Думаю, они еще не верят в возможности наших предприятий. Инвестиционные проекты связаны, как правило, с долгосрочными программами. К примеру, самолеты разрабатываются три-пять лет, на изготовление корабля идет столько же времени. Следовательно, на несколько лет нужно заморозить вложенные деньги. Как бы чего не вышло!..

Отличительная черта научных работников, задействованных в нашей отрасли, — нацеленность на конечное изделие. Они преимущественно прикладники, работающие вместе с производственниками. Результат их квалификации виден сразу. Вот пример из области, представленной очень мощно в Украине, — создание новейшей авиационной техники на научном комплексе АНТК им.Антонова. Только за годы независимости здесь разработали четыре вида грузовых и пассажирских самолетов мирового класса. Новый пассажирский самолет Ан-140 имеет хорошие перспективы. Сегодня три самолета этого типа уже эксплуатируются в Украине. Открываются обнадеживающие перспективы для выхода продукции отечественных авиастроителей на внешний рынок. В Иране строится завод, на котором Ан-140 будет изготавливаться совместно с Харьковским государственным авиационным предприятием.

Совместно с россиянами работаем над двумя новыми самолетами. Прежде всего это Ан-70 — военно-транспортный самолет, равного которому по летно-техническим характеристикам нет в мире. Он уже прошел госиспытания, а в Европейском консорциуме к разработке подобного самолета пока только приступили. Заинтересованность в нем проявил Китай: подписан контракт о покупке еще одного типа самолета — Ан-74-ТК-300.

Серьезные успехи у нас не только в авиастроении. Весьма впечатляющие результаты достигнуты в электротехнической отрасли. Сегодня ее флагманом является харьковский «Турбоатом». На этом передовом научно-техническом комплексе разрабатываются и изготавливаются мощные турбины. Они достаточно высоко ценятся в мире — недавно завод выиграл тендер почти на 70 млн. долларов в Индии и будет поставлять турбины на четыре энергоблока индийских электростанций. Еще один выигранный тендер — на изготовление турбин для Киевской и Харьковской ТЭЦ.

Украина заключила договор о сотрудничестве в области энергетического машиностроения с Бразилией. В этой стране проявляют большой интерес к производству малых газовых турбин. А у нас несколько предприятий успешно работают в этой отрасли. Центром газотурбостроения в Украине является Николаев, где расположено научно-производственное объединение «Заря—Машпроект». Кроме того, крупнейшее научно-производственное объединение есть в Сумах, лидирует в создании газоперекачивающего оборудования. «Мотор-Січ» выпускает двигатели, обеспечивающие газоперекачку. Здесь же производят электростанции с турбинами небольшой мощности — от 1 до 6 мегаватт. Такие турбины хочет иметь Бразилия. Наши специалисты несколько раз ездили в эту страну для согласования деталей. В январе, судя по всему, подпишем документы о создании совместного производства в Бразилии газовых турбин, разработанных «Мотор-Січчю».

— Не боитесь плодить себе конкурентов?

— Мы подписали протокол о совместном производстве турбин. Бразильская сторона будет платить за ноу-хау и оплачивать все этапы внедрения технологии у них. Наши партнеры обязались реализовывать турбины исключительно в Латинской Америке. Это обычная мировая практика защиты интересов. Предполагаем, что «Мотор-Січ» будет поставлять значительную часть оборудования, так как не все сможет изготовить бразильская сторона.

— Статистика говорит о том, что у нас инновационная составляющая в общем выпуске продукции очень маленькая, а вы рассказываете о таких прорывах. Как это понимать? Возросло ли у нас количество нововведений по сравнению с предыдущими годами?

— В последнее время государство очень мало инвестирует в госпромышленность. В этом году на все программы выделено 20 млн. гривен, а на промышленные научные разработки — всего 10 млн. На 2003 год бюджетное финансирование предусмотрено практически в тех же объемах.

— И каков выход?

— Выход один — увеличить участие коммерческих банков в деле инноваций. Но им нужно продемонстрировать уровень разработок и производства, чтобы была видна конкурентоспособность продукции. Банки должны быть уверены: им вернут кредиты в те сроки и с теми процентами, что были оговорены...

— А надежда на участие западных инвесторов еще теплится?

— Обнадеживающие примеры есть. Мы работали над созданием электровоза с концерном Siemens. Привлекались средства не только из бюджета, но и «Укрзалізниці». Она сама создала лизинговую компанию. Самолеты, электровозы, которые были куплены, — также за счет лизинговой компании. И при покупке железнодорожных вагонов частично сработала та же схема. Активное участие Министерства транспорта дало возможность создать новую технику. И главное, оно показало — нужно больше поощрять того, кто приобретает нашу технику.

Индия нам поможет?

Мы так часто иронически перефразировали Ильфа и Петрова, подаривших нам классическую фразу «Запад нам поможет», что и ее новая вариация вызывает определенный скепсис. Однако и на этот счет Виктор Падалко настроен весьма оптимистично:

— Практически мы производим все необходимое оборудование для металлургических комбинатов. Оно пользуется спросом на внешнем рынке. Сегодня мы принимаем участие в нескольких тендерах по модернизации индийских металлургических комбинатов, построенных еще Советским Союзом. Там хорошо помнят Новокраматорский машиностроительный завод: его оборудование работает в Индии до сих пор. Я возглавляю украинско-индийскую комиссию по экономическому сотрудничеству. В Индии мы побывали три раза, познакомились с металлургической промышленностью, со специалистами, руководителями предприятий и отраслей. У них остро стоит вопрос модернизации и строительства коксовых батарей, технологического оборудования металлургических комбинатов.

Чтобы выполнять такие контракты комплексно и на высоком уровне, создали в Украине консорциум «Укриндустрия». В него вошли предприятия, разрабатывающие и производящие оборудование. Туда же вошел «Индустриальный союз Донбасса» и Первый украинский международный банк. Консорциум будет обеспечивать разработку и поставку оборудования для Индии.

Но и это еще не все! Скоростной поезд, курсирующий между двумя украинскими столицами — бывшей и нынешней, — также новейшее изделие высокого технического класса нашей промышленности. Вагоны изготовлены на Крюковском вагоностроительном заводе. Зарубежные специалисты дали высокотехнологичной продукции высокую оценку. Спрос на нее будет не только у нас, но и в дальнем зарубежье.

Не могу не привести и такой показательный факт — Электровозостроительный завод в Днепропетровске разработал электровоз. Ничего подобного по классу до сих пор не было не только в Украине, но и в Европе. Изделие — плод совместной работы с фирмой Siemens. Она поставила электронное оборудование, а все остальное разработали украинские конструкторы и изготовили наши рабочие и инженеры.

А на изготовление прищепки уже и сил нет?

Украинского (да и не только) покупателя удивляет: почему при таких достижениях в отдельных областях, к тому же связанных со сложнейшей техникой, в наших магазинах не обнаружишь обычных прищепок для белья, утюгов, кофеварок и прочих предметов массового спроса, произведенных в Украине? Неужели все это неподъемно для нашей промышленности, обещающей взяться за изготовление подобных вещей не один десяток лет?..

Вопрос не обескуражил Виктора Григорьевича. Он мне объяснил, что так уж повелось: суперсложное оборудование — предмет мечтаний для производственников во многих странах мира — нам дается гораздо легче, нежели создание чего-то обыденного. Видимо, бытовая мелочевка требует от нас не только производственной, но и психологической ломки. Здесь надо перестраивать даже психологию инженеров и руководителей. К тому же, пока мы собирались изготавливать эти самые утюги да прищепки, рынок плотно заняли иностранные производители. В тугой клубок завязаны цена, качество и объем производства.

В Минпромполитики сейчас изучают вопрос, как заинтересовать предприятия, какие экономические рычаги подключить, чтобы занять достойные позиции в производстве сложной бытовой техники — телевизоров, холодильников, стиральных машин...

Если в начале 90-х годов мы производили 4,5 млн. телевизоров, то сегодня — лишь чуть больше 100 тыс. Разворачиванию мощного производства бытовой техники существенно мешает и набравший обороты процесс «серой» сборки, при которой бытовая электроника собирается в Украине «на коленях» из привозной комплектации. За телевизоры, собранные подпольно, не платятся налоги. Это не позволяет подняться «легальным» украинским предприятиям.

К примеру, мощность производства на «Фотоне» (Симферополь) когда-то составляла около 600 тыс. телевизоров в год. Здесь до сих пор сохранились линии, оборудование. Однако сегодня полностью поменялась технология изготовления телевизоров. А чтобы купить новые линии и оправдать затраты на них, нужны колоссальные объемы выпуска. Только это обеспечит приемлемый для потребителя уровень цен…

Однако было бы несправедливо утверждать, убеждал меня государственный секретарь, что у нас нет никаких успехов в выпуске бытовой техники. Мол, в Каховке есть предприятие, работающее совместно с Институтом электросварки имени Е.Патона, и там изготавливают современнейшие бытовые сварочные аппараты. Их можно использовать на даче, в гараже. Уже отмечены случаи, когда «предприниматели» брали украинское оборудование, перекрашивали и продавали под иностранной маркой, зная наше пристрастие к иностранным наклейкам. Так что не будем лишний раз посыпать голову пеплом — лед тронулся. И нам нужно приложить максимум усилий, чтобы этот процесс не затормозился, так как у нашей промышленности огромный потенциал и прекрасное будущее.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме