АСТРОНОМИЯ И СЕКС

Два известных американских научно-популярных журнала Science и New Scientist подвели традиционные итоговые рейтинги научных открытий минувшего года. Эти издания имеют весьма высокую репутацию, черпают материалы своих публикаций из одного «котла», образовательный уровень их читателей заметно выше среднего. Так, на их страницах физики получают информацию из первых рук от биологов, медики знакомятся с новостями астрономии, радиоинженеры узнают о последних достижениях генетиков.

Редакция Science в последнем номере минувшего года опубликовала топ-лист 10 наиболее значимых научных достижений. Список был составлен советом экспертов редакции. Первое место заняло выдающееся достижение в области инфракрасной космической астрономии. Наблюдения американского телескопа WMAP, установленного на борту искусственного спутника Земли, впервые позволили составить карту температурных флуктуаций реликтового излучения. (К слову, ученые и конструкторы харьковского Физико-технического института низких температур НАНУ аппаратуру аналогичного назначения создали еще в середине 70-х годов для орбитальной станции «Салют-4». Дальнейшее развитие работ по известным причинам было прекращено.) Расшифровка этой информации заставляет пересмотреть устоявшиеся представления о нашей Вселенной. Главный вывод заключается в том, что известная нам материя (звезды, газопылевые туманности, квазары и даже экзотические черные дыры) составляет только 4% от общей массы наблюдаемой части Вселенной. 23% массы можно отнести к «темной материи», которую давно ищут и обычно отождествляют с элементарными частицами нейтрино. Остальные 73% — это еще более «темная материя», о существовании которой раньше даже не подозревали.

Вторым по важности достижением эксперты журнала признали обнаружение генов, которые увеличивают риск заболеть шизофренией, маниакально-депрессивным психозом или просто впасть в депрессию.

Третье достижение особой новизной не отличается. Ученые проанализировали метеорологические данные за сто лет и подтвердили, что планета действительно нагревается. Арктические реки, например, с 1936 года стали полноводнее на 7%.

Четвертые и пятые места заняли открытия новых функций РНК и ДНК и создание «оптического пинцета» в биологии, что позволяет выйти на решение проблемы создания новых лекарств.

Шестое место вновь занимают достижения в астрофизике. Речь идет об агонии массивных звезд накануне их взрывов в виде сверхновых.

Открытие номер семь назвали «этическим землетрясением». Из эмбриональных клеток мыши ученым удалось вырастить клетки спермы и яичников. С научной точки зрения это прорыв — найден неиссякаемый источник половых клеток. Но вот с этической возникает вопрос, пока не имеющий ответа — если вдруг кому-нибудь вздумается вырастить таким образом ребенка, то кого в данном случае следует считать родителями?

Номером восемь отмечено достижение в физической оптике — получение «леворуких» материалов, поляризующих свет в противоположном обычным материалам направлении.

Геном человека, триумфальный лидер топ-листа 2000 года, спустился на девятое место. В 2003 году ученым удалось «прочитать» игрек-хромосому из 59 миллионов букв. Именно она делает мужчину мужчиной.

Заключает список лучшей научной десятки цикл работ, в которых показано, что если лечить больных раком лекарствами, предотвращающими образование в опухолях кровеносных сосудов, то в течение двух лет эти опухоли сами собой вымрут от голода. Таким образом, за исключением крупного достижения в астрономии, минувший год особенных научных откровений не принес.

В первом номере New Scientist за 2004 год был опубликован свой топ-лист. В отличие от Science здесь список составлялся по иному принципу: редакция решила доверить составление рейтинга читателям сетевой версии журнала. Как оказалось, изменение метода исследования привело к совершенно иным результатам.

Если по мнению экспертов Science 2003-й был годом астрономии, то по версии читателей New Scientist можно сделать вывод, что минувший год был годом… секса. Список крупнейших открытий возглавило сообщение о новой ужасной венерической болезни, поразившей бабуинов в Восточной Африке. К счастью, в отличие от СПИДа и САРС, речь идет только об обезьянах. По крайней мере, пока.

Вторым в списке идет открытие австралийских медиков, утверждающих, что регулярное занятие онанизмом помогает мужчинам уберечься от рака простаты (а, может, заодно и от неведомых венерических болезней? — А.С.). К этой же тематике примыкает и «открытие» того, что вид хорошенькой женщины отшибает у мужчин способность адекватно предвидеть будущее и верно оценивать риски. Раньше об этом только догадывались, а отныне — научный факт, установленный канадскими психологами (девятая позиция в списке).

Темы здоровья, точнее, нездоровья, вообще лидируют по читательской версии New Scientist. Третье место в списке заняло открытие чрезвычайно опасного насекомого, проникающего сквозь кожу людей и способного вызвать летальный исход.

Четвертое место заняло создание первого в мире «мозгового протеза», электронного устройства, моделирующего работу гипокампуса — отдела головного мозга, связанного с памятью. Успешные эксперименты проведены пока только на крысах.

Пятое место досталось сообщению, похожему, по версии Science, на второе, но более скандальному. Нобелевский лауреат Джеймс Уотсон, открывший в далеком 1953 году ДНК, высказал предположение, что глупость имеет генетическую основу и в принципе ее можно лечить. Заявление вызвало бурные споры — причем не столько в отношении реалистичности его предположения, сколько об этичности такого лечения. Шизофрения считается болезнью, а глупость — свойством личности, которая, как известно, неприкосновенна.

Шестая позиция в списке связана с наукой лишь косвенно. Полуторатонный итальянский спутник BeppoSAX, предназначенный для рентгеновской астрономии, падал на Землю по неконтролируемой спирали и всерьез испугал 39 стран, хотя, в конце концов, обломки его так и не были найдены.

Надежды на создание сверхбыстрого Интернета заняли седьмое место списка.

На грани курьеза находится сообщение под номером восемь. Речь идет об эволюционных корнях и роли икания у современных людей.

О девятом месте (влиянии хорошеньких женщин на мужчин) уже говорилось, а завершает список работа двух американских физиков Эдварда Фомелонта и Сергея Копейкина (последний — бывший москвич, выпускник МФТИ), которые экспериментально подтвердили то, что Альберт Эйнштейн в 1917 году был вынужден постулировать при создании общей теории относительности. А именно: гравитационное взаимодействие распространяется со скоростью света.

Итак, ни одного совпадения с топ-листом экспертов Science! Ну разве что одно, косвенное, о генах шизофрении и обычной глупости. Таким образом, даже весьма «продвинутые» читатели элитных научных журналов в своей массе тоже тяготеют к чтению, связанному с сексом, катастрофами и прочими темами, которые характерны для рыночной печати с желтоватым оттенком. Достижения фундаментальной науки если и просачиваются в их список, то изредка и на замыкающие позиции.

В самом деле, о чем кричат обложки всех массовых журналов и газет? Они наперебой спешат духовно обогатить читателя подробностями интимной жизни «звезд»: кто с кем развелся, кто с кем спит, откуда берутся «звездные» дети, особенно при нетрадиционной ориентации их «звездных» родителей. Вот вам и соединение несоединимого — астрономии и секса!