10 ВАЖНЕЙШИХ НАУЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ 1997 ГОДА

Специалисты подводят итоги сделанного в 1997 году в различных сферах человеческой деятельности. Одним из символов года, видимо, стала симпатичная белая овца по кличке Долли, которая имеет большие шансы навсегда войти в историю. Ее появление на свет в результате впервые осуществленного клонирования взрослого крупного млекопитающего стало одним из крупнейших достижений науки, имеющим характер подлинного прорыва.

Такую оценку эксперименту дал издаваемый Американской ассоциацией содействия развитию науки авторитетный журнал «Сайенс», опубликовавший список из 10 научных достижений 1997 года, которые, по мнению его редакторов, являются настоящими прорывами в области науки. В только что появившемся номере журнала почетный список «Научные прорывы 1997 года» возглавляет овечка Долли, чье рождение значительно расширило наши знания о развитии клетки и дало повод для вполне обоснованных надежд на выведение принципиально новых и ценнейших пород животных.

Следующую строку занял проект НАСА «Марс патфайндер». Только предварительный анализ полученной информации уже позволил сделать важнейший вывод, согласно которому в далеком прошлом Красная планета была, видимо, куда более похожей на Землю, чем ранее считалось. В список также включены такие достижения, как открытие генов, отвечающих за работу внутренних биологических часов организма, анализ молекулы ДНК неандертальца и выяснение его «родственных» отношений с современным человеком. Завершают перечень результаты исследований спутника Юпитера Европы с помощью межпланетной станции «Галилей», показывающие на возможность существования на спутнике океанов воды.

Как и в предыдущие годы, редакторы журнала называют шесть областей научных исследований, обещающих дать в 1998 году наиболее важные и интересные результаты. В этот перечень, в частности, попали генетические изменения агрокультур; «фармако-генетика» - методика, которая позволит сканировать геном отдельного человека для выявления имеющих дефекты генов и создания лекарств, предназначенных для конкретного человека. В перечень также вошли улучшение стратегий предсказания климатических изменений и получение новых данных в пользу бесконечного характера расширения Вселенной.