Украина непременно победит в войне. Но чтобы победить в дальнейшем мире, нашему государству необходимо обеспечить быстрое экономическое развитие. Залогом такого развития, по мнению многих, должна стать налоговая реформа. Система давно требует значительной модернизации: прозрачных конкурентных условий, удобного администрирования налогов, снижения уровня коррупции в налоговой и правоохранительных органах. Бизнес и эксперты давно настаивают на кардинальных изменениях как единственной гарантии привлечения широкомасштабных инвестиций. В ответ на это часть команды президента в лице заместителя главы офиса президента Ростислава Шурмы предложила идею достаточно радикальной реформы «10–10–10».
Суть реформы, которую ее авторы попытались отобразить в названии, заключается в изменении процентных ставок основных групп налогов. Речь идет о:
- налоге на прибыль предприятий, сейчас он составляет 18%, а предлагается — 10%;
- налоге на доходы физических лиц, составляет 18%, а предлагается — 10% (или 13%, окончательной информации нет);
- налоге на добавленную стоимость, сейчас мы у нас минимум три разных варианта процентной ставки: 20, 7 и 0%, предлагается все свести к 10%;
- единый социальный взнос для наемных работников должен исчезнуть, хотя и будет оставаться для ФЛП, на сегодняшний день он составляет 22%
На первый взгляд, казалось бы, уменьшение налогов должно привести к существенному сокращению бюджетных поступлений (практически вдвое). Но, по мнению авторов идеи, эффект должен быть противоположным вследствие увеличения налогооблагаемой базы. При благоприятных условиях бизнес должен выйти из «тени», а значит, количество налогоплательщиков должно увеличиться. Андрей Длигач, еще один спикер налоговой реформы «10–10–10», отмечает, что в краткосрочной перспективе это позволит вернуть бизнес в Украину и устранить злоупотребления фискальных органов. Он приводит дововльно логичные факты, ведь, по его данным, 68% предприятий уклоняются от уплаты ЕСВ, выплачивая серые зарплаты, а половина работодателей в Украине использует схему «зарплатных ФЛП» для оптимизации налогообложения.
По расчетам Института социально-экономической трансформации, в 2020 году из-за схем по уклонению от налогообложения при выплате зарплат бюджет потерял свыше 140 млрд грн. А по данным Госказначейства, в 2021 году собрали ЕСВ на сумму 349 млрд грн, что на 18,6% больше, чем в 2020-м. Однако разработчики налоговой реформы уверены: благодаря тому, что бизнес выведут из «тени» из-за отмены ЕСВ, бюджет от этого только выиграет, а поступления вырастут на 30%.
В прошлом году эта идея вызвала бурную дискуссию среди общественности. Эксперты и бизнес отнеслись с энтузиазмом к предложенным изменениям. Но команда за полгода не предоставила ни законопроект, ни подробные расчеты или хотя бы презентацию для реального разговора. Отдельные интервью Ростислава Шурмы, Андрея Длигача и народного депутата Марьяна Заблоцкого начали подводить к мнению, что в реформе скрыто намного больше, чем сообщают публике. Ведь частично речь шла и о повышении топливных акцизов «до уровня ЕС», и о росте экологического налога, и о распространении военного сбора на абсолютно все транзакции в государстве, и о драконовском ограничении для ФЛП снимать как персональные дивиденды более 2% прибыли. Для примера, заработал ФЛП в месяц 100 тыс. грн, а с бизнес-счета может вывести как собственную прибыль всего лишь 2000 грн. Предлагалось также ликвидировать какие-либо льготы для бизнеса, а также отменить банковскую тайну для проверок налоговой службы, чтобы ведомство могло точно знать о размерах и обороте финансов на счетах украинцев.
Несмотря на все новшества, команда президента и монобольшинство в Верховной Раде эти идеи не восприняли. Кроме категоричных возражений от руководителя комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниила Гетманцева, надо обратить внимание также и на позицию министра финансов Сергея Марченко. Исполняя принятые законы о возвращении доплаты военным в 30 тыс. грн, он уже ищет возможность увеличить некоторые группы налогов, в частности НДС на 4% и военный сбор втрое, ведь необходимо где-то взять дополнительные 170 млрд грн.
Негативно относится к реформе и МВФ. Там уже прямо заявляют, что Украине нужно избегать новаций, «которые подрывают налоговые поступления». Кроме того, до конца этого года Кабинет министров обязался подготовить и начать имплементацию Национальной стратегии доходов, которая должна содержать четкие цели по доходам, привести НДС и акцизы в соответствие с законодательством ЕС и пересмотреть упрощенный налоговый режим. МВФ изо всех сил требует от Украины практически невозможного — постоянства, которого можно достичь только путем прогнозируемых изменений.
Если обратиться к недавним опросам бизнеса, которые публиковал Андрей Длигач, можно увидеть, что среди проблем бизнеса высокие налоги занимают шестое место. Выше в списке совсем другие проблемы:
- отсутствие прогнозируемости развития ситуации;
- непредсказуемые действия государства;
- препятствия со стороны регуляторных и/или фискальных органов.
Вместе с заявлением МВФ это наталкивает на размышления о необходимости изменить не налоговые ставки, а именно администрирование налогов.
Сама налоговая реформа «10–10–10» может оказаться и неплохой, если будет предоставлен текст законопроекта и подробные бюджетные расчеты в пятилетнем разрезе. Но сейчас главное — защита права собственности, а также бизнеса и инвестиций.
Во-первых, любые действия правоохранительных органов, налоговых или других фискальных органов должны быть ориентированы на то, чтобы бизнес был защищен. Это ключевой момент. Во-вторых, одинаковые правила игры для всех, когда нет преференций, льгот, другого рода искривлений конкурентной среды. В-третьих, максимально упрощенная система администрирования и с исключением влияния человеческого фактора в системе сервисов. В-четвертых, вывод ситуации из состояния, когда предприниматели должны постоянно убеждать, что они честно зарабатывают средства. Необходима так называемая презумпция невиновности для предпринимателей. И последним шагом должно стать внедрение прогнозируемости и плановости в принятии решений по налоговым изменениям. А уже потом и сами изменения можно вводить.