Налоги могут измениться. Но изменит ли это правила игры?

ZN.UA Опрос читателей
Поделиться
Налоги могут измениться. Но изменит ли это правила игры?

Украина непременно победит в войне. Но чтобы победить в дальнейшем мире, нашему государству необходимо обеспечить быстрое экономическое развитие. Залогом такого развития, по мнению многих, должна стать налоговая реформа. Система давно требует значительной модернизации: прозрачных конкурентных условий, удобного администрирования налогов, снижения уровня коррупции в налоговой и правоохранительных органах. Бизнес и эксперты давно настаивают на кардинальных изменениях как единственной гарантии привлечения широкомасштабных инвестиций. В ответ на это часть команды президента в лице заместителя главы офиса президента Ростислава Шурмы предложила идею достаточно радикальной реформы «10–10–10».

Суть реформы, которую ее авторы попытались отобразить в названии, заключается в изменении процентных ставок основных групп налогов. Речь идет о:

  • налоге на прибыль предприятий, сейчас он составляет 18%, а предлагается — 10%;
  • налоге на доходы физических лиц, составляет 18%, а предлагается — 10% (или 13%, окончательной информации нет);
  • налоге на добавленную стоимость, сейчас мы у нас минимум три разных варианта процентной ставки: 20, 7 и 0%, предлагается все свести к 10%;
  • единый социальный взнос для наемных работников должен исчезнуть, хотя и будет оставаться для ФЛП, на сегодняшний день он составляет 22%

На первый взгляд, казалось бы, уменьшение налогов должно привести к существенному сокращению бюджетных поступлений (практически вдвое). Но, по мнению авторов идеи, эффект должен быть противоположным вследствие увеличения налогооблагаемой базы. При благоприятных условиях бизнес должен выйти из «тени», а значит, количество налогоплательщиков должно увеличиться. Андрей Длигач, еще один спикер налоговой реформы «10–10–10», отмечает, что в краткосрочной перспективе это позволит вернуть бизнес в Украину и устранить злоупотребления фискальных органов. Он приводит дововльно логичные факты, ведь, по его данным, 68% предприятий уклоняются от уплаты ЕСВ, выплачивая серые зарплаты, а половина работодателей в Украине использует схему «зарплатных ФЛП» для оптимизации налогообложения.

По расчетам Института социально-экономической трансформации, в 2020 году из-за схем по уклонению от налогообложения при выплате зарплат бюджет потерял свыше 140 млрд грн. А по данным Госказначейства, в 2021 году собрали ЕСВ на сумму 349 млрд грн, что на 18,6% больше, чем в 2020-м. Однако разработчики налоговой реформы уверены: благодаря тому, что бизнес выведут из «тени» из-за отмены ЕСВ, бюджет от этого только выиграет, а поступления вырастут на 30%.

В прошлом году эта идея вызвала бурную дискуссию среди общественности. Эксперты и бизнес отнеслись с энтузиазмом к предложенным изменениям. Но команда за полгода не предоставила ни законопроект, ни подробные расчеты или хотя бы презентацию для реального разговора. Отдельные интервью Ростислава Шурмы, Андрея Длигача и народного депутата Марьяна Заблоцкого начали подводить к мнению, что в реформе скрыто намного больше, чем сообщают публике. Ведь частично речь шла и о повышении топливных акцизов «до уровня ЕС», и о росте экологического налога, и о распространении военного сбора на абсолютно все транзакции в государстве, и о драконовском ограничении для ФЛП снимать как персональные дивиденды более 2% прибыли. Для примера, заработал ФЛП в месяц 100 тыс. грн, а с бизнес-счета может вывести как собственную прибыль всего лишь 2000 грн. Предлагалось также ликвидировать какие-либо льготы для бизнеса, а также отменить банковскую тайну для проверок налоговой службы, чтобы ведомство могло точно знать о размерах и обороте финансов на счетах украинцев.

БЭБ раскрыло схему уклонения от уплаты налогов от продажи спирта более чем на миллиард гривень
БЭБ раскрыло схему уклонения от уплаты налогов от продажи спирта более чем на миллиард гривень

Несмотря на все новшества, команда президента и монобольшинство в Верховной Раде эти идеи не восприняли. Кроме категоричных возражений от руководителя комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниила Гетманцева, надо обратить внимание также и на позицию министра финансов Сергея Марченко. Исполняя принятые законы о возвращении доплаты военным в 30 тыс. грн, он уже ищет возможность увеличить некоторые группы налогов, в частности НДС на 4% и военный сбор втрое, ведь необходимо где-то взять дополнительные 170 млрд грн.

Негативно относится к реформе и МВФ. Там уже прямо заявляют, что Украине нужно избегать новаций, «которые подрывают налоговые поступления». Кроме того, до конца этого года Кабинет министров обязался подготовить и начать имплементацию Национальной стратегии доходов, которая должна содержать четкие цели по доходам, привести НДС и акцизы в соответствие с законодательством ЕС и пересмотреть упрощенный налоговый режим. МВФ изо всех сил требует от Украины практически невозможного — постоянства, которого можно достичь только путем прогнозируемых изменений.

Если обратиться к недавним опросам бизнеса, которые публиковал Андрей Длигач, можно увидеть, что среди проблем бизнеса высокие налоги занимают шестое место. Выше в списке совсем другие проблемы:

  • отсутствие прогнозируемости развития ситуации;
  • непредсказуемые действия государства;
  • препятствия со стороны регуляторных и/или фискальных органов.

Вместе с заявлением МВФ это наталкивает на размышления о необходимости изменить не налоговые ставки, а именно администрирование налогов.

Сама налоговая реформа «10–10–10» может оказаться и неплохой, если будет предоставлен текст законопроекта и подробные бюджетные расчеты в пятилетнем разрезе. Но сейчас главное — защита права собственности, а также бизнеса и инвестиций.

Во-первых, любые действия правоохранительных органов, налоговых или других фискальных органов должны быть ориентированы на то, чтобы бизнес был защищен. Это ключевой момент. Во-вторых, одинаковые правила игры для всех, когда нет преференций, льгот, другого рода искривлений конкурентной среды. В-третьих, максимально упрощенная система администрирования и с исключением влияния человеческого фактора в системе сервисов. В-четвертых, вывод ситуации из состояния, когда предприниматели должны постоянно убеждать, что они честно зарабатывают средства. Необходима так называемая презумпция невиновности для предпринимателей. И последним шагом должно стать внедрение прогнозируемости и плановости в принятии решений по налоговым изменениям. А уже потом и сами изменения можно вводить.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме