Учитывая количество новостей о скандальных, дорогих и сомнительных заказах за счет бюджета, мы решили исследовать, было ли в 2023-м на Prozorro засилье дорогих машин.
Мы выгрузили данные обо всех закупках легковых автомобилей в 2023 году. А потом вручную убрали из них специфический транспорт, тоже подпадающий под эту классификацию, а именно: автомобили скорой помощи, снегоболотоходы ГСЧС и инкассаторские авто.
Почти половина автомобилей — бюджетные кроссоверы
В прошлом году на Prozorro приобрели 3,8 тысячи авто общей стоимостью 3,7 млрд грн. Это практически такая же сумма, что и в 2021 году, до полномасштабного вторжения, но тогда из-за более низких цен в нее поместилось почти 5 тысяч автомобилей.
В 2023-м наибольшее количество закупок — почти каждую шестую — объявили в ноябре, в конце бюджетного года. Еще одним пиковым месяцем стал июнь. В целом 73% автомобилей приобрели по конкурентным процедурам, остальные — напрямую.
Абсолютным лидером по количеству купленных на Prozorro авто остается бюджетный кроссовер Renault Duster. Таких заказали 1,6 тысячи, то есть 42% от общего количества. Второе место занимает компактный фургон Renault Express (211), на третьем — полноприводный пикап Mitsubishi L200 (178). Среди самых популярных автомобилей также Toyota Corolla и Skoda Octavia.
73% приобретенных машин стоили до 1 млн грн.
Автомобили для военных
Покупают ли машины для ВСУ? Если коротко, да. А вот сколько именно, определить сложно. Заказчики редко указывают в названии закупки, что машина предназначена именно для военных. Так, ключевые слова есть в заказах всего 210 автомобилей. Но это и близко не все количество. Мы можем предположить, что по меньшей мере бэушные внедорожники заказывают также для бойцов, как и часть автомобилей в закупках правоохранителей.
Крупнейшие покупатели
В целом среди заказчиков преобладают правоохранительные органы, силовые и специальные структуры Украины. Только на публичные закупки структур МВД, СБУ и воинских частей приходится 63% приобретенных автомобилей. Они обычно покупали автомобили специального назначения. Как правило, это модели обычных гражданских автомобилей, в которые добавили определенное оборудование, а именно: проблесковые маячки, сирену, рацию, сейф для хранения оружия.
Национальная полиция — 1,2 тысячи авто на 1,1 млрд грн
По нашим подсчетам, больше всего автомобилей приобрели вместе главное управление Нацпола и его подчиненные структуры (без Полиции охраны).
Более 70% купленного — это специализированные авто на базе Renault Duster (864). Среди остальных автомобилей больше всего было Toyota Hilux — 35 машин. Такие пикапы покупала ОШБ Национальной полиции «Лють». Затем идут 29 Skoda Octavia для Центра обслуживания подразделений Национальной полиции Украины, полиции в Львовской и Днепропетровской областях.
Более дорогие автомобили, встречавшиеся в полицейских закупках:
- минивэны: Toyota Proace Verso (2 млн грн), Opel Zafira (1,9 млн), Citroеn Space Tourer (1,8 млн), Hyundai Staria (1,7 млн грн: первая, вторая);
- кроссоверы и внедорожники: Volkswagen T-Roc ( по 1,1 млн грн), Skoda Kodiaq (1,4 млн, 1,7 млн, 1,9 млн грн), Toyota Land Cruiser Prado (по 2,1 млн грн);
- микроавтобусы Ford Transit (по 2,2 млн грн);
- седаны Volkswagen Arteon R-Line 2.0 TSI 4Motion (по 2,2–2,4 млн грн).
Полиция охраны — 339 авто на 285 млн грн
На втором месте — Полиция охраны. Она также подчиняется Нацполиции, но имеет другие функции и зарабатывает средства, а не финансируется напрямую из бюджета. Это государственная охранная служба, и она единственная из таких структур имеет разрешение на ношение и применение оружия. Полиция охраны предоставляет услуги как государственным, так и частным заказчикам, например, охраняет офисы и квартиры.
В тройке лидеров здесь Renault Duster — 170 автомобилей, Toyota Corolla — 50, Renault Express — 31. Из более дорогих автомобилей можно выделить Skoda Superb за 1,7 млн грн в Полтавской области, Toyota Camry за 1,6 млн и Volkswagen Caravelle за 2,3 млн в Киеве, Hyundai Staria за 1,7 млн грн в Одесской области.
Служба безопасности Украины — 265 авто на 339 млн грн
На третьем месте СБУ и ее областные подразделения. Как и предыдущие заказчики, чаще всего СБУ покупала Renault Duster — 54 авто на 48 млн грн. А еще среди популярных — Toyota Land Cruiser Prado. В целом таких машин приобрели 40, 37 из которых заказал сам центральный орган СБУ по оборонным процедурам. В зависимости от комплектации Toyota Land Cruiser Prado стоили в пределах 1,3–1,8 млн грн.
Кроме этого, СБУ и ее подразделения заказали по 16 Hyundai Staria (от 1,5 млн грн до 2,4 млн) и Toyota Corolla, по 13 Skoda Octavia и Mitsubishi Outlander, по девять Toyota RAV4 и Citroen C-Elysеe 3. Управление СБУ в Днепропетровской области купило Volkswagen Touareg за 2,9 млн грн. На запрос о назначении автомобиля заказчик ответил, что СБУ использует транспортные средства для оперативно-розыскной, контрразведывательной, контрдиверсионной и антитеррористической деятельности.
СБУ покупала и электромобили. Так, в Винницкой области приобрели две Honda M-NV по 1,1 млн грн. По одной Hyundai Kona за 1,2 млн грн купили в Ровненской и Тернопольской областях.
Информация о марке и модели еще 17 автомобилей, которые приобрела СБУ, засекречена — на Prozorro видно лишь цену за единицу.
ГП «Леса Украины» — 186 авто на 224 млн грн
Молодое госпредприятие в прошлом году существенно пополнило автопарк. Больше всего полноприводными пикапами Mitsubishi L200. Их заказали 97 на 137 млн грн. В зависимости от комплектации такие автомобили стоили 1,4–1,5 млн грн. Вторую ступеньку заняли 40 Renault Duster по 840 тыс. грн. Третью — 33 внедорожника Suzuki Jimny по 1,1 млн грн.
Также ГП «Леса Украины» купило 10 Skoda Octavia, 5 Peugeot Landtrek и Opel Zafira.
На запрос о назначении автомобилей госпредприятие отвечать отказалось.
Сервисные центры МВД — 145 авто на 124 млн грн
В 2023 году количество сервисных центров, принимавших экзамены по вождению, сократили с 148 до 63, а их автопарки пополнили учебными машинами для практических экзаменов. Больше всего приобрели Toyota Corolla — 67. Большинство из них заказал Главный сервисный центр МВД, стоимость одной составила 906 тыс. грн. Вторым по популярности был Renault Duster — таких заказали 23. А третьим стал Citroеn C-Elysеe.
Кроме новых автомобилей, сервисные центры МВД покупали услуги и оборудование, чтобы обновить систему по сдаче теоретических и практических экзаменов на получение удостоверения водителя.
Дорогие заказы
Четыре специализированных автомобиля на базе Volkswagen Multivan BULLI Long по 3,8 млн грн заказало Управление государственной охраны Украины. Договор заключили еще в 2022 году, но поставка была уже весной 2023-го. Эта же структура приобрела минимум одно спецавто на базе Volkswagen Multivan за 3,5 млн грн.
Херсонская областная коммунальная аварийно-спасательная служба купила бэушную бронированную Toyota Land Cruiser 200 за 2,2 млн грн. Авто заказали напрямую, в обосновании указано, что оно предназначено для «обеспечения неотложной потребности в восстановлении объектов, пострадавших вследствие боевых действий и подрыва плотины Каховской ГЭС».
А львовское КП «Ратуша-Сервис» приобрело для военных несколько Ford Transit по 2,2 млн грн и ряд других, более дешевых, авто.
Среди нестандартных дорогих закупок были в частности:
- Hyundai Staria за 2,5 млн грн для ГП «Государственный экспертный центр Министерства здравоохранения Украины». Это авто в самой дорогой комплектации 7-Top Bronze;
- Hyundai Staria за 2 млн грн для перевозки студентов для Луганского государственного медицинского университета, который из-за войны в марте 2023 года переехал из города Рубежное на Ривненщину;
- Hyundai Staria почти за 2 млн грн для детского оздоровительного лагеря «Зачарована долина» на Закарпатье. Этот лагерь — коммунальное предприятие Киевгоррады;
- две Skoda Kodiaq почти по 1,9 млн грн для ГП «Агентство местных дорог Полтавской области»;
- Mitsubishi Pajero почти за 2 млн грн для департамента муниципальной безопасности Одесской горрады;
- Toyota Land Cruiser Prado за 2,1 млн грн для КП «Городское управление делами» Днепровской горрады. Такой же автомобиль приобрело и местное КП «Муниципальная стража».
Все ли машины из последнего списка, да и в целом из приобретенного за последний год, действительно были нужны? Не факт. Но наиболее точный ответ на этот вопрос можно получить, только если поговорить напрямую с заказчиком. Поэтому призываем всегда обращаться к организатору закупки, в целесообразности которой вы не уверены, и освещать такие случаи публично. Здоровый диалог поможет сделать закупки вашей громады и в целом всей страны более качественными.
Какие легковые автомобили покупали в прошлые годы, читайте здесь: 2022, 2021, 2020, 2019, до 2018 года.
Материал подготовлен при поддержке USAID/UK aid проекта «Прозрачность и подотчетность в государственном управлении и услугах/TAPAS».