26 июня механизму исключительного управления арестованными активами исполнилось три года. За это время АРМА инициировало такую процедуру более десяти раз в 12 уголовных производствах.
Дело в том, что некоторые активы требуют значительных финансовых расходов или ресурсов, которые доступны только государству и нуждаются, скорее, в социально ориентированном подходе, чем в коммерческом. Все потому, что сбой в функционировании активов может привести к чрезвычайным ситуациям или создаст препятствия оборонно-промышленному комплексу и авиастроительной отрасли.
Основанием для передачи таких активов в управление является решение Кабинета министров. Но, напомним, такой порядок исключительный и не должен применяться часто.
При этом уже было предпринято немалое количество попыток расширить возможности для такого исключительного управления: обеспечением гуманитарных, военных или других потребностей, защитой культурных ценностей.
Выглядит так, что государственное управление арестованными активами понятнее и для АРМА, и для народных избранников. Ведь большое количество заключенных договоров с управляющими — это достижение именно специального порядка. Однако в закон об АРМА закладывалась модель минимизации государственных расходов для управления арестованными активами. Поэтому увеличивать перечень исключений необходимо в крайнем случае, когда частные управляющие не могут эффективно выполнять свои полномочия.
Попробуем подробнее посмотреть на то, как реализуется внедренный механизм.
Как заключали договоры управления по специальному порядку
На наш запрос АРМА сообщило, что на март 2024 года 14 раз инициировало перед Кабмином передачу активов в специальном порядке в 12 уголовных производствах.
Речь идет о следующих делах и активах:
- ТЭЦ в Новояворовске и Новому Раздоле на Львовщине (ТЭЦ Дубневичей);
- арестованные акции «Донецкоблгаза»;
- корпоративные права на 26 облгазов «группы Фирташа»;
- компании, связанные с «Газпромом»;
- Винницкий авиационный завод;
- сеть АЗС ООО «Татнефть-АЗС-Украина»;
- заправки «Глуско»;
- ЧАО «ДК «Укрнефтебурение»
- Межигорье;
- Львовская изоляторная компания;
- Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт атомного и энергетического насосостроения (по нему правительство еще не приняло решение).
Как выполняли такие договоры управления
На май 2024 года наибольшими управляющими активов в исключительном порядке являются:
- ПАО «Укрнафта» (сеть АЗС «Татнефть», связанные с «Газпромом» компании, заправки «Глуско», Сахалинское месторождение);
- группа «Нафтогаз» (ТЭЦ в Новом Раздоле и Новояворовске, акции «Донецкоблгаза», корпоративные права 26 облгазов);
- АО «Мотор СИЧ» (Винницкий авиационный завод);
- АО «Украинские распределительные сети» (Львовская изоляторная компания);
- Парк «Межигорье».
Мы установили, что с управлением этого имущества могут возникать следующие проблемы:
- промедление с передачей в фактическое управление со стороны АРМА. С момента вынесения судебного решения о передаче и до момента принятия решения правительства активы долгое время находятся без определенного управляющего;
- необходимость получать разрешение на концентрацию активов. Это усложняет передачу в управление особо важных активов, а также противоречит специальным положениям закона в период военного положения;
- блокирование эффективного управления корпоративными правами из-за судебных споров и других препятствий. Собственники инициируют немало производств в судах, чтобы запретить АРМА совершать действия по управлению активами.
Промедление с передачей активов в фактическое управление
Средний срок между датой судебного решения о передаче актива в АРМА и принятием распоряжения КМУ о конкретном управляющем составляет примерно 555 дней. При этом наибольший срок касался «Межигорья», а наименьший — сети АЗС ООО «Татнефть-АЗС-Украина».
Действующая процедура устанавливает сжатые сроки для АРМА, чтобы обратиться в Кабмин с соответствующей инициативой (три дня), и для Кабмина, чтобы поручить исполнительным органам провести консультации о потенциальном управляющем (пять дней). Остальные действия — срок внесения проекта решения об определении управляющего и его принятие — не определены.
Сжатые сроки для обращения и консультаций были установлены для быстрой передачи активов особого значения управляющему. Нам может казаться очевидным, что и АРМА, и другие государственные органы понимают, что промедление с передачей — это риски для актива и для некоторых сфер жизнедеятельности. Но практика показывает, скорее, противоположное. Например, для решения о передаче Винницкого авиационного завода в «Мотор СИЧ» понадобилось время с августа 2022-го по ноябрь 2023 года.
И даже принятие Кабмином решения не означает, что управляющий сразу начнет выполнять свои обязательства. Например, активы группы компаний «Глуско» Кабмин передал в управление «Укрнафте» 12 сентября 2023 года, а акты приема-передачи подписали только 15 марта 2024-го.
Львовский изоляторный завод суд передал в АРМА 26 августа 2022 года, а в управление в АО «Украинские распределительные сети» Кабмин передал в апреле 2024-го. А у сумского завода «Насосэнергомаш» до сих пор нет управляющего, хотя в АРМА его передали в феврале 2023-го.
Это подчеркивает проблемы менеджмента арестованными активами и требует усовершенствования фактического выполнения действующего законодательства. Поэтому АРМА надо тщательнее относиться к организационным процессам по определению управляющего активами и передаче их в управление. А следственным органам — предоставлять об активах полную информацию, необходимую для этого. И здесь очень поможет внедрение планирования перед передачей активов в АРМА.
Необходимость получения разрешения на концентрацию субъектов хозяйствования
Для предотвращения монополизации товарных рынков Антимонопольный комитет требует получать разрешение на концентрацию, если управляющему передают активы.
К концентрации относят случаи, когда субъект хозяйствования получает прямой или косвенный контроль над целым или частями одного или нескольких других субъектов хозяйствования или активами. Это происходит, например, когда в управление определенному предприятию передают корпоративные права другого: «Укрнафте» передали в управление активы АЗС ООО «Татнефть-АЗС-Украина».
По нашему мнению, такие требования затягивают процесс передачи активов в управление. И по крайней мере позиция АМКУ представляется странной, ведь специальный закон определяет, что во время военного положения разрешение на концентрацию не требуется, если необходимо предотвратить чрезвычайные ситуации или сбои в поставке ресурсов. В части оснований для исключения из правила о разрешении на концентрацию эта норма почти дублирует положение закона об АРМА, по которому передавали в управление активы АЗС ООО «Татнефть-АЗС-Украина» и группы компаний «Глуско».
Однако АМКУ на запрос АРМА по делу активов группы «Глуско» ответил, что эти положения не применяются. И даже оштрафовал на 900 тыс. грн предыдущего управляющего — ООО «Нафтогаз Ойл Трейдинг» за нарушение правил концентрации.
Не желая повторить судьбу этого предприятия, «Укрнафта» не начинала управление активами без соответствующего разрешения. 7 декабря 2023 года вместе с АРМА компания подала 18 заявлений в АМКУ, которые вернули 22 декабря из-за необходимости установить дополнительные обстоятельства. Новые заявления подали уже 31 января 2024-го. В итоге эти активы передали «Укрнафте» на основании актов от 16 марта 2024 года.
Подобные проблемы прослеживаются и при передаче «Укрнафте» арестованной сети АЗС «Татнефть». Правительство приняло соответствующее распоряжение 15 августа 2023 года, а за получением разрешения в АМКУ предприятие и АРМА обратились 6 мая 2024-го. Поэтому возникают вопросы, насколько обоснованно выделяется столько времени на подачу такого обращения.
Таким образом, АМКУ должен изменить свою практику по требованию предоставить предварительное разрешение на концентрацию в таких случаях. А парламенту следует расширить круг исключений из положений закона о защите экономической конкуренции и добавить случаи управления стратегическими активами, даже не в условиях военного положения.
Противодействие управлению корпоративными правами со стороны фигурантов уголовных производств
Несмотря на то, что управление арестованными корпоративными правами в исключительном порядке не требует согласия собственников, препятствия управляющим они все равно создают.
Например, управление 26 облгазами «группы Фирташа». В мае 2022 года их передали одной из компаний группы НАК «Нафтогаз Украины», но на сентябрь этого же года она так и не получила контроль над облгазами. В частности из-за многочисленных судебных процессов, которыми блокируется смена руководства переданных в управление компаний.
В октябре 2023 года АРМА отчиталось о создании Межведомственной рабочей группы с СБУ по «облгазам Фирташа». Но даже на апрель 2024 года оставались проблемные вопросы.
Так что необходимо установить приоритет уголовного ареста и мероприятий по управлению активами над мерами обеспечения в других судебных процессах.
***
Через год после запуска нового механизма уже десять активов передали управляющим по этой процедуре, а еще один актив ожидает решения Кабмина.
Но мы видим, что реализация здесь оставляет желать лучшего как по скорости принятия решений, так и по отсутствию преград для государственных управляющих. Из-за простоя актив может портиться, а имущество могут разворовывать, что, бесспорно, не способствует бесперебойному функционированию такого имущества.
Это особенно тревожит, если учесть анонсы о непростой во всех смыслах для Украины зиме, ведь большинство из упомянутых нами арестованных активов как раз являются объектами критической инфраструктуры. Поэтому пора провести работу над ошибками и усовершенствовать эти процессы.