В Украине курение электронных сигарет приобрело масштабы эпидемии. К тому же, если сравнить исследования о распространенности электронных устройств для курения среди детей и взрослого населения, то получается, что электронные сигареты — это преимущественно «детский» продукт.
Так, по данным исследования, проведенного КМИС в апреле этого года, всего 3% взрослого населения являются потребителями электронных сигарет. При этом среди детей в возрасте от 13 до 15 лет почти каждый пятый курит электронные сигареты. При этом среди взрослого населения наибольшая распространенность э-сигарет в возрастной группе 18–29 лет (10%), то есть как раз среди вчерашних несовершеннолетних.
Такая ситуация сложилась из-за отсутствия своевременного урегулирования электронных устройств для курения, которое общественность отстаивала с 2015 года. В тот момент, когда в Украине с 2012-го была полностью запрещена реклама обычных сигарет и вне закона стало курение в определенных общественных местах, продолжительное время не существовало никаких запретов по электронным устройствам для курения. До 2021 года легальной была даже продажа их несовершеннолетним. Производители электронных устройств для курения прочно захватили рынок за это время, используя агрессивное продвижение, продуманную рекламу и разнообразие во вкусах э-сигарет.
С 11 июля 2023 года наконец вступают в силу изменения к закону №2899-IV, которые смогут сдержать агрессивное наступление табачных корпораций на украинских детей и молодежь.
Запрет рекламы
С 11 июля 2023-го на территории Украины вводится запрет рекламы устройств для нагревания табака (так называемые айкосы, гло и другие), электронных сигарет, картриджей и жидкостей к ним.
Вместе с рекламой запрещается стимулирование продаж э-сигарет, жидкостей к ним и устройств для нагревания табака: их производители не смогут быть спонсорами каких-либо мероприятий или сообществ. Запрещается бесплатная раздача и обмен этих изделий, ведь такие действия имеют целью улучшение узнаваемости брендов. Нельзя будет продавать электронные устройства для курения в наборах с другими товарами. Реклама во время развлекательных мероприятий, на транспорте, в Интернете теперь также вне закона.
Нарушения требований закона будут наказываться штрафом 30 тыс. грн за каждый факт рекламы на отдельном рекламном носителе или за каждое отдельное мероприятие с целью стимулирования продаж. В случае повторного нарушения в течение года штраф будет достигать 50 тыс. грн. Контроль над соблюдением запрета рекламы возложен на Госпродпотребслужбу. Сообщить о нарушении может каждый с помощью электронной формы.
Следует отметить, что после запрета рекламы обычных сигарет в 2012 году, благодаря комплексным антитабачным усилиям, распространенность ежедневного курения среди взрослых за семь лет снизилась на 20% (с 25% в 2010-м до 20% в 2017 году). А среди детей распространенность нынешнего курения снизилась на целых 40%.
Шаг к евроинтеграции
Запрет рекламирования табачных изделий также является важным шагом на пути приведения украинского законодательства к европейским нормам, начиная с Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, ратифицированной Украиной еще в 2006 году, а также согласно положениям Соглашения об ассоциации с ЕС. Последнее содержит обязательство Украины приблизить законодательство в сфере борьбы против табака к европейскому, что в первую очередь означает имплементацию антитабачной Директивы 2014/40/ЕС, а также опосредованно Директивы «аудиовизуальных медиа-услуг» 2010/13/ЕС. В этих документах запрет рекламы табачных и никотиновых изделий является важной частью борьбы с табачной эпидемией и эффективным способом предупреждения и предотвращения употребления таких изделий детьми.
Ароматизированные сигареты должны исчезнуть через год
С 11 июля этого года прекратится производство и импорт для продажи в Украине ароматизированных сигарет и жидкостей к э-сигаретам. Стоит отметить, что для электронных сигарет это практически все наполнители. Нельзя добавлять в любой из компонентов сигарет ароматизаторы, а именно — фильтр, бумагу, упаковку, капсулу и другое. Исключением является производство подобных товаров на экспорт.
В опросе, проведенном КМИС в апреле этого года, 50% потребителей э-сигарет указали, что употребляют их из-за приятного вкуса или запаха. Смертельная продукция не должна ассоциироваться со сладостями.
Еще год продавцы имеют право распродавать остатки, поэтому постепенно, но не позже чем через год ароматизированные сигареты или жидкости к э-сигаретам со вкусами исчезнут из продажи. С 11 июля 2024 года в Украине будет полностью прекращена розничная продажа табачных изделий с вкусовыми добавками. Штраф за нарушение закона составит 20 тыс. грн, а в случае повторного нарушения в течение года — 50 тыс. грн.
Что дальше?
Введение этих норм давно назрело. Следующим шагом должен стать полный запрет выкладки сигарет в местах торговли, а информацию о существующем ассортименте будут печатать черными буквами на белом листе. Посмотреть пачку при необходимости потребитель сможет, попросив у продавца. Такие нормы введены во многих странах мира, среди которых Австралия, Канада, Великобритания, Ирландия, Норвегия, Сингапур и другие.
Табачная индустрия манипулирует законодательством и использует такой инструмент, как рекламная выкладка табачных изделий в местах торговли. Табачные изделия имеют специальное оформление. Размещаются на уровне детских глаз, например, до одного метра, рядом со сладостями, игрушками. Ребенок сначала смотрит на них, а потом на пачку, которую ему почему-то не покупают, но со временем интерес только повышается. Дети, которые видят сигареты в витринах магазинов, на 64% больше склонны начать курить.
Украинцы выступают за такие перспективные нормы усиления антитабачного законодательства. Согласно опросу, проведенному КМИС в мае 2022 года, 81% украинцев поддерживают запрет видимого размещения пачек табачных изделий в магазинах.
Почему это всегда актуально
Ежегодно от болезней, вызванных курением, в Украине умирает около 130 тысяч человек. В масштабах мира цифра достигает восьми миллионов человек. Усиление антитабачных норм преследует цель сохранить человеческие жизни. Кроме того, следует помнить, что транснациональные табачные корпорации непосредственно помогают стране-агрессору продолжать войну. По информации Киевской школы экономики, три из четырех крупнейших табачных корпораций (Philip Morris, Japan Tobacco International и British American Tobacco) продолжают работу в России. За 2022 год вместе табачные компании-коллаборанты уплатили в военный бюджет страны-агрессора 19,5 млрд дол. США. За эти средства враг может произвести около 19 500 ракет «Калибр», которыми обстреливают города Украины или составить 6500 танков Т-72.