Кто из нас не сталкивался с чиновничьим произволом во время получения даже самых простых административных услуг? Пришел подать жалобу о неправильном начислении коммуналки, а заявление не принимают, потому что есть паспорт, но нужен еще и документ о праве собственности. Прочитал на сайте ведомства, какой пакет документов надо предоставить, чтобы решить вопрос, а на месте выяснилось, что это далеко не весь перечень, и заявление не приняли…
Админреформа
Но уже с 15 декабря 2023 года, когда вступит в силу Закон Украины «Об административной процедуре», многое должно измениться. Новый документ унифицирует 122 административные процедуры согласно европейским стандартам. А в целом, по оценкам экспертов, изменения затронут 135 законодательных актов, требующих корректировки.
Этот нормативно-правовой акт предусматривает новый этап во взаимодействии органов исполнительной власти и местного самоуправления с гражданами и юридическими лицами в досудебном порядке. Он унифицирует правила отношений граждан с государством, разбросанные по десяткам разрозненных и противоречивых законов, которыми сейчас все пользуются.
Речь идет как об административных услугах (получение паспорта, разрешений, лицензии), инспекционных проверках, так и о качественной законодательной регламентации процедур внешне-управленческой деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, их должностных лиц и других субъектов, уполномоченных осуществлять властные управленческие функции.
То есть такой закон одинаково нужен и для самой власти, и для физических и юридических лиц в их отношениях с государством. Поэтому довольно странно, что его не существовало.
Первые попытки это сделать были еще в далеком 1998 году, когда замахнулись провести административную реформу, а в 2004-м даже вынесли на рассмотрение первый проект Административно-процедурного кодекса. Но все попытки принять документ были тщетными. Поэтому в дальнейшем сосредоточились хотя бы на разработке Закона «Об административной процедуре». Но ряд законопроектов, а их было как минимум пять, законом так и не стали.
Наконец 16 ноября 2021 года нардепы проголосовали за документ. Но президент наложил на него вето, и только 17 февраля 2022-го парламент принял Закон «Об административной процедуре» с предложениями Владимира Зеленского. Документ опубликован 15 июня 2022 года, но вступает в силу лишь через 18 месяцев после этой даты, а именно с 15 декабря 2023-го.
Порядок будет определять закон
Следовательно, административная процедура — это определенный законом порядок рассмотрения и решения конкретного дела в сфере публичного администрирования, который завершается принятием админакта и в определенных случаях — его исполнением.
Поскольку отныне общие процедурные положения излагаются в одном законе, такое правовое поле легче и для простого гражданина, и для иностранного инвестора, и для самой публичной администрации. На нем установлен порядок взаимодействия государства и органов местного самоуправления с гражданами и бизнесом, касающийся довольно широкого круга вопросов: от производств в сфере контроля и надзора (по результатам проверок хозяйственной деятельности, в случае применения взысканий и т.п.) до предоставления административных услуг (регистрации бизнеса и общественных объединений, оформления земельных участков, прав на движимое и недвижимое имущество, получения субсидий и т.п.).
Новый закон делает процедуру принятия решения прозрачной и понятной и не дает возможности толковать ее каждому органу на свой лад. Исчезнет доминирование государственных или ведомственных интересов в регулировании, а также разных подходов в разных системах органов власти, которые были связаны с отсутствием единых правил.
Причем вводятся соревновательные правила, подобные тем, что есть в судебном процессе. То есть его участники имеют реальные возможности доказывать свою позицию во время решения их вопросов (еще на этапе до принятия решения). Но новый закон не отменяет применения специального отраслевого законодательства. Если другими законами могут быть установлены особенности административного производства для отдельных категорий админдел, то они должны соответствовать принципам административной процедуры, определенной рамочным законом.
Уйдет в небытие и неурегулированность многих процедур (в частности обжалование, досрочное прекращение действия административного акта, его принудительное исполнение и пр.).
Что именно изменится
Согласно новым нормам, физические лица могут принимать участие в административном производстве, знакомиться с материалами дела, имеют право быть заслушанными органами власти и вносить свои предложения и замечания еще до принятия решения.
Причем есть возможность устранения ошибок в заявлении с сохранением первичной даты его подачи. Предполагается остановка действия административного акта в случае его обжалования в административном порядке. А вступает в силу он не ранее, чем его содержание будет доведено до сведения соответствующего лица.
Вводится упрощенный механизм представительства в административном производстве (в подавляющем большинстве случаев не нужно нотариальное удостоверение). Появляется понятие «заинтересованное лицо», на право или интерес которого может негативно повлиять админакт, а также правило «молчаливого согласия» для получения согласований и выводов в порядке межведомственного взаимодействия.
К тому же органы власти обязаны не просто выдать решение, а мотивировать его негативные аспекты и разъяснить лицам причины его принятия и порядок обжалования. Что касается последнего, то жалобу нужно направлять в административный орган высшего уровня, где будет действовать комиссия, образованная для рассмотрения таких обращений. К тому же не придется обращаться в суд, а следовательно, и тратить время (админсуды в Украине всегда перегружены) и средства.
Важность того, что административные органы не будут заставлять заявителя бегать за разными справками, не предусмотренными процедурами, никто не будет отрицать. Согласно новым нормам, чиновники по собственной инициативе или при необходимости могут собирать документы и доказательства, просить сведения и данные для установления обстоятельств, имеющих значение для решения дела. А сам порядок отзыва или признания акта недействительным предусматривает возможность его пересмотра с учетом вновь открывшихся обстоятельств.
Еще один важный нюанс — урегулирован механизм публичной правопреемственности в случае прекращения деятельности первоначального административного органа или вследствие полной или частичной отмены его административной компетенции. Теперь никто не сможет сказать, что админакт не будет исполнен, потому что его одобрил орган, которого уже нет.
Конечно, определен и порядок принудительного исполнения административного акта. Он обязателен к исполнению, которое, правда, можно отсрочить. Если же акт добровольно не исполняется, то административный орган принимает решение о применении мер воздействия (денежное взыскание с установлением нового срока исполнения, совершение действий за счет обязанного лица, непосредственное влияние).
Скажем, денежное взыскание немаленькое: от 1190 до 9010 грн — для физических лиц и от 2975 до 30 005 грн — для юридических лиц, общественных объединений и ФЛП. Штраф могут удвоить в случае невыполнения в новоназначенный срок.
Еще более неприятным является непосредственное (физическое) влияние на нарушителя, например могут выселить или снести самострой. А если лицо еще и будет оказывать сопротивление, то меры пресечения в отношении него будут применять с привлечением правоохранительных органов.
В завершение следует отметить и такое важное положение закона, как внедрение механизма цифровизации административных услуг, что сделает их предоставление более прозрачным и открытым. Это должно обеспечить максимально простой и эффективный способ решения проблем с наименьшими затратами времени, средств и ресурсов заявителями и поспособствовать противодействию коррупции. К тому же Закон «Об административной процедуре» приблизит Украину к стандартам Евросоюза, где такие нормы успешно функционируют во всех государствах-членах.