Рынок земли

29 ноября, 19:46 Распечатать Выпуск №46, 30 ноября-6 декабря

Огранка, ограничители и ограничения.  

© Pixabay

"Вы говорите, что выбирать надо из двух зол?! Тоже мне — ассортимент!"

Веслав Брудзиньский, польский сатирик

Да, мораторий — это зло для Украины. Он не отвечает общеевропейским ценностям, и от него надо отказываться. Но его непродуманная отмена может навлечь на страну не меньшее зло, чем действие самого моратория.

Мораторий или свободный рынок — этот скудный выбор, своего рода перепутье не сказочного героя, а страны, стремящейся в ЕС. Мне понятны те тревоги и переживания, которые испытывает все население Украины. Они порой реальны, иногда преувеличены, и это должны учесть те, кто взялся за решение "земельных" проблем, — внятно и убедительно разъяснить своим гражданам, что к чему. Но для этого нужно самим во всем этом разобраться и убедиться в правильности своих решений. Одно можно сказать с уверенностью: перемен в земельных отношениях ждут не только в Украине, за этим процессом наблюдают как европейские партнеры, так и за океаном, однако заинтересованность сторон неоднородна.

Наплыв "китайцев": миф или реальность?

Одна из главных проблем, волнующих украинское общество сегодня, —  опасность скупки украинских земель иностранцами. В зависимости от позиции ораторов мнения бывают радикально противоположными: противники отмены моратория рисуют апокалипсическую картинку, что "китайцы" скупят все украинские земли, и коренному населению жить будет негде, а вот сторонники запуска полноценного рынка земли утверждают, что такой опасности нет, обзывают своих оппонентов популистами и прогнозируют молниеносный подъем экономики страны.

Не возьмусь судить, сколько тысяч гектаров смогут купить иностранные граждане или агрокомпании, но, безусловно, это вполне предсказуемый процесс. Тут две причины: первая — плодородность и низкая рыночная цена украинского чернозема, вторая, на которую мало кто обращает внимание, — дешевая рабочая сила.

Считаю ошибочным мнение, что если не наблюдается чрезвычайного спроса иностранцев на несельскохозяйственные украинские земли (которые они могут свободно скупать), не будет и ажиотажа вокруг земель сельскохозяйственного назначения. Все-таки речь идет о принципиально разном использовании этих земель, об иной конечной цели такой покупки.

Спорной мне кажется и позиция президента ассоциации "Украинского клуба аграрного бизнеса" Алекса Лисситсы, что "иностранцы не зайдут на первичный рынок; им неинтересно будет ходить по рынку и собирать массив по 2–3 га", что для формирования земельного банка никто не займется сбором ста подписей ста нотариусов. Стоит учесть, что на сегодняшний день в разных регионах Украины сельхозземли обрабатывают несколько иностранных агрохолдингов: "Агропросперис" (земельный банк 396 тыс. га), "Мрия-Агрохолдинг" (165 тыс.), AgroGeneration (80 тыс.), Agromino (44 тыс.), Agro Region (38 тыс.), "Голландская аграрная компания" (22 тыс.), Goodvalley (19 тыс.), "Кусто Агро" (20 тыс.), "Кищенцы" (16 тыс. га). Кроме этих компаний, в Украине также функционируют компании с совместными инвестициями.

Учитывая вышеприведенный факт, можно однозначно сказать, что иностранные агропроизводители наверняка не будут лишь наблюдателями за процессом приватизации, но их активность во многом будет зависеть от предлагаемых правительством условий.

При совместном ведении бизнеса у всех сторон есть свои функции. В таких случаях "толстосумы" предлагают значительное финансирование (если не 100%) и главные идеи, а значит, решающее слово за ними. А вот партнеры занимаются подбрасыванием идей, на них ложится вся тяжесть черной работы для осуществления намеченного. Так что со сбором "ста подписей" прекрасно могут справиться украинские партнеры или юридические компании, и в случае соответствующих законодательных поправок появление "китайцев" уже на начальном этапе ни для кого не должно стать неприятным сюрпризом.

Много земель в одни руки

Эту проблему украинские законодатели собираются регулировать законом о рынке земли. Проектом упомянутого закона предусмотрена максимальная норма в одни руки: фермерам — 200 га, а сельхозпредприятиям — 200 тыс. Хотя есть и альтернативный вариант с ограничениями: у одного производителя должно быть сосредоточено не более 15% земли в области и 0,5% — в пределах страны.

В случае принятия закона с ограничением в 200 тыс. га уже на начальном этапе может возникнуть парадоксальная проблема: под это ограничение подпадают пять крупных агрохолдингов: "Кернел" (600 тыс. га), UkrLandFarming (470 тыс.), "Агропросперис" (410 тыс.), "Мироновский хлебопродукт" (310 тыс.) и "Астарта" (210 тыс. га). Так что есть тема для размышлений, но эту проблему вряд ли можно будет решить по-тихому, когда аграрный комитет Верховной Рады, в неполном составе и без всестороннего обсуждения, всего за десять минут проголосовал за законопроект о рынке земли. Вряд ли заседание Верховной Рады, на котором будет обсуждаться упомянутый законопроект, будет проходить мирно и единогласно.

Те, кто обеспокоен этой проблемой, приводят пример социальной несправедливости в Бразилии и Аргентине. По данным Transparency International, по индексу восприятия коррупции за 2018 г. эти страны заняли 105-е и 85-е места соответственно, а вот Украина — 120-е. Будет ли работать ограничение, предлагаемое украинскими законодателями, покажет время, хотя опасения есть, ведь коррупция и закононепослушность — синонимы, а обходные пути найти нетрудно: в 2004–2009 гг. в обход моратория было продано 4,7 млн га паевых земель, а в 2017-м для получения дополнительных средств были созданы фейковые агрокомпании.

Приведенные примеры вовсе не означают, что перемен надо ожидать сложа руки. И чтобы закон не остался только на бумаге, а заработал эффективно, и население, и правительство сообща должны приложить все усилия.

Два предсказания сбылись, как будет с третьим?

При анализе перспектив формирования земельного рынка особо интересны мнения должностных лиц Украины.

Недавняя гибель экс-министра Тараса Кутового была освещена и в грузинской прессе, он был упомянут как хороший человек и прекрасный экономист. Его идея продажи прав аренды так и осталась, к сожалению, нереализованной. Будучи первым аграрием страны, он высказывал мнение, что не видит "потенциала в нынешнем парламенте проводить реформы, которые будут предполагать продажу земли".

Второе сбывшееся предсказание озвучил экс-президент Украины Петр Порошенко, который, выступая с ежегодным посланием в Верховной Раде, заявил: "Понимаю, что, к сожалению, нет шансов на взвешенное и государственное решение о создании цивилизованного рынка земли".

Премьер-министр Алексей Гончарук, еще будучи заместителем руководителя офиса президента, сделал следующее заявление: "В нашей команде есть понимание, что если этого не сделать в этом году, то будет достаточно сложно". Что именно сможет сделать правительство, мы увидим уже скоро, ведь до конца года осталось совсем немного, а насколько сбудется предсказание премьера, покажет время.

Ожиданий много. Нынешнему руководству страны придется решить многолетнюю проблему, чего не удавалось сделать бывшим коллегам. Без преувеличения можно сказать: это тяжелая ноша перед историей страны. Необходимо найти решение, которое будет приемлемым для всех. В первую очередь для Украины и украинцев, а потом и для иностранных партнеров. Но одно нужно учесть: можно допустить ошибку, которую потом крайне трудно будет исправить.

Правительство декларировало, что мораторий будет отменен 1 декабря текущего года, а рынок земли в полную мощь заработает с 1 октября следующего. Приношу свои искренние извинения перед оптимистами такого плана, но я с сомнением смотрю на положительный исход, мое профессиональное чутье подсказывает, что взгляд на проблему слишком уж поверхностный.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 7 декабря-13 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно