Последний шанс

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Последний шанс © depositphoto/dimjul
Реформируется ли украинский ОПК?

Когда меня спрашивают о реальной ситуации в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) Украины, я откровенно отвечаю: проблем очень много, и надо как можно скорее принимать решение о реформировании. В ином случае — о собственной оборонке можно забыть.

Отправная точка сегодняшнего дня

Назову основные проблемы, стоящие перед ОПК. Сейчас у нас почти полностью отсутствует производство оборудования для электронного машиностроения; научно-технологическая база истощена, отечественные разработки по прорывным перспективным технологиям очень немногочисленны, а те, что есть — постоянно сталкиваются с разными проблемами. И не только финансовыми.

Переход государства на рыночные отношения в сфере ОПК не создал рыночных механизмов ценообразования, а существующая система не стимулирует предприятия к повышению производительности труда и эффективности работы в целом.

Крайне низка и коммерциализация технологий: лишь до 20% инновационных разработок воплощаются в конкретные промышленные изделия, 13% из них — экспортируется.

И при этом специалисты отрасли (обойдем тех, кто целеустремленно за деньги занимается информационными диверсиями) долго и подробно обсуждают саму целесообразность затрат на ОПК, аргументируя это «тяжелым бременем для экономики Украины». Но тяжелое бремя для экономики — это именно отсутствие поддержки отечественного производства, многократное падение его объемов, а следовательно, отказ от создания продукции с высокой добавленной стоимостью. Это априори проигрышный путь, делающий наше государство уязвимым, экономически незащищенным.

Еще одна часть экспертов вообще активно говорит о нецелесообразности создания в системе оборонно-промышленного строительства центрального органа исполнительной власти (ЦОИВ) — Минстратегпрома. Дескать, это «советское клише», еще одна «бюрократическая машина», которая не позволит «динамично развиваться отрасли». Но история подтвердила, что государственный сектор оборонной промышленности за последние шесть лет при таких «упрощенных условиях» только пришел в упадок. Изо дня в день мы постепенно утрачивали еще сохраняющиеся возможности. Именно поэтому представители оборонной промышленности и реальные специалисты отрасли начали активно поднимать вопросы создания ЦОИВ, который отвечал бы за оборонку. Его создание не было прихотью, это — острая необходимость.

Также хотелось бы развенчать миф, в последнее время активно распространяемый отдельными лицами, никогда не создававшими органы государственной власти с нуля. Для справки — в среднем это занимает не меньше года…. Это множество разных юридических процедур, последовательных шагов, согласований, решений, которые необходимо выполнять. А если на них наложить амбиции отдельных лиц во властных коридорах, ограничения, связанные с карантином, и ряд других факторов, это вообще становится достаточно непростой задачей.

Не благодаря, а вопреки

Впрочем, даже при таких условиях очень многое удалось сделать фактически с сентября 2020 года, когда были утверждены Положения о Минстратегпроме. Хотя некоторые всего этого почему-то не замечают... Если опустить принятие всех необходимых руководящих документов и решение процедурных моментов (утверждение структуры, штата, бюджета, получение помещения в г. Киеве и спецразрешения на проведение деятельности, связанной с государственной тайной), то сделано действительно много. На начало февраля 2021 года в штате Минстрагепрома работают уже 125 человек. Хотя карантин и ограничения в отборе персонала немного замедлили темпы комплектации штата, я надеюсь, что в ближайшее время ситуация изменится и министерство достигнет определенного показателя в 333 человека.

С момента создания министерства проведены 11 заседаний нового правительственного комитета, который рассмотрел почти сотню проектов нормативно-правовых актов и актуальных вопросов по разным направлениям функционирования государства. Минстратегпром стал разработчиком более 20 проектов нормативно-правовых актов Кабинета министров Украины. Только для имплементации Закона Украины «Об оборонных закупках» было разработано 10 проектов постановлений правительства, которые уже разосланы на согласование в заинтересованные центральные органы исполнительной власти. Первые восемь проектов постановлений КМУ уже в ближайшее время пройдут рассмотрение на заседании правительственного комитета, а потом — в правительстве. Таким образом, в феврале будет создана практически вся нормативная база для имплементации Закона Украины «Об оборонных закупках».

Также разработаны и направлены в ЦОИВ проекты правительственных постановлений: «О некоторых вопросах развития промышленности Украины», «О внесении изменений в Порядок определения товаров, ввозимых на таможенную территорию Украины для использования в промышленном производстве моторных транспортных средств, утвержденный постановлением КМУ от 26 октября 2005 г. № 1031» и т.п. В январе 2021 года правительством была одобрена «Концепция Общегосударственной целевой научно-технической космической программы Украины на 2021–2025 годы».

Законопроекты «Об особенностях реформирования предприятий оборонно-промышленного комплекса государственной формы собственности» (принятый в первом чтении) и «О преобразовании государственных унитарных предприятий космической отрасли в акционерные общества» уже в Верховной Раде Украины. Также в работе проекты законов «Об утверждении Общегосударственной целевой научно-технической космической программы Украины на 2021–2025 годы», «О порядке осуществления иностранных инвестиций в субъекты хозяйствования, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности Украины», «О государственной промышленной политике», «Об общегосударственной программе развития высоких технологий».

Уже завершена работа над программными стратегическими документами: «Стратегия развития ОПК Украины» (в скором времени будет рассмотрена на заседании СНБО) и «Стратегия возрождения отечественного авиастроения на период до 2030 года» (разработан новый план мероприятий по реализации Стратегии).

Обрисован будущий вид оборонной промышленности государственного сектора, предусматривающий проведение корпоратизации и создание двух государственных холдингов — «Оборонные системы Украины» и «Аэрокосмические системы Украины». В каждый войдут шесть и три холдинговые компании соответственно. Процесс реформы уже начался передачей из состава «Укроборонпрома» первых 17 предприятий в Фонд государственного имущества. Кроме того, из Минэкономразвития в Минстратегпром передали Государственное инновационное финансово-кредитное учреждение. Оно будет финансировать оборонные проекты и поощрять разработчиков оружия создавать современные образцы вооружения и военной техники. Начато создание Центра сертификации продукции из специальной стали, сплавов и металлургического материаловедения (ноябрь 2020 года).

И это все, если не учитывать, что я лично ознакомился с работой и возможностями почти 50 предприятий оборонно-промышленной отрасли по всей территории Украины; проведены более 30 совещаний по разным вопросам развития стратегических отраслей промышленности, организованы и проведены двусторонние встречи с представителями дипломатических и других государственных учреждений из 18 государств мира. Подписаны меморандумы о сотрудничестве/взаимопонимании с Государственным агентством по вопросам оборонной промышленности Турции, Вооруженными силами Иордании и Минобороны Бразилии.

Поэтому тем, кто регулярно говорит, что Минстратегпром ничего не делает, следовало бы просто обратиться к нам и спросить, а не делать голословных заявлений, демонстрируя свою неосведомленность.

Среди приоритетных задач на 2021 год для меня лично и Минстратегпрома являются следующие:

  1. Обеспечить разработку и утверждение: Стратегии развития оборонно-промышленного комплекса Украины, Общегосударственной целевой научно-технической космической программы Украины на 2021–2025 годы, Государственной целевой научно-технической программы развития авиационной промышленности Украины на 2021–2030 годы и Общегосударственной комплексной программы развития высоких наукоемких технологий, а также утвердить и реализовать Государственный оборонный заказ на 2021 год.
  2. Интенсифицировать процесс корпоратизации предприятий ГК «Укроборонпром».
  3. Перейти к практическим шагам создания двух государственных холдинговых компаний: «Оборонные системы Украины» и «Аэрокосмические системы Украины».
  4. Создать Агентство оборонных технологий по образцу Управления перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США.
  5. Обеспечить значительное увеличение поступлений в государственный бюджет, в частности от экспортной деятельности предприятий ОПК Украины.

И здесь хотелось бы подчеркнуть, что мы работаем на стратегию и ориентируемся на очень четкую цель, которая состоит в усилении обороноспособности Украины и ее Вооруженных сил, а еще — наращивании современного и качественного отечественного производства, уходе от сырьевой экономики, увеличении инвестиционной привлекательности для бизнеса, улучшении экспортного потенциала нашего государства и развитии новых рынков сбыта.

Очень надеюсь, что это удастся сделать. Ведь другого пути нет....

 

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме