Производство продукции с высокой добавленной стоимостью, внедрение инноваций, создание тысяч рабочих мест, усиление экспортно-импортного потенциала Украины, развитие громад и наполнение местных бюджетов. Все это планируется реализовать, среди прочего, путем создания индустриальных парков. То есть обустроенных соответствующей инфраструктурой территорий, где компании-участницы занимаются переработкой, научно-технической деятельностью, деятельностью в сфере информации или электронных коммуникаций.
Законодательная основа для создания и деятельности индустриальных парков в Украине была заложена более десяти лет назад с принятием в 2012 году Закона Украины «Об индустриальных парках». Возникает логичный вопрос: почему же сейчас в наибольшей по площади стране Европы работает не более десяти парков? В Германии их, например, свыше двух сотен, в Польше — более восьмидесяти.
Препятствия для создания индустриальных парков в Украине
Кроме общих политических вызовом и вызовов в сфере безопасности, не дававших на протяжении последних десяти лет в полной мере развиваться бизнесу в целом, существует ряд известных практических причин, почему еще не в каждой области есть современные кластеры производства. Хотя формально в Украине их зарегистрировано более шести десятков.
Первым негативным фактором являются проблемы с оформлением земельных участков. По данным управляющей компании Industrial Management Company, до 30% парков не работают из-за непродуманного выбора земельного участка. Часто возникают судебные споры из-за существующих на участке охранных, санитарно-защитных зон или из-за отсутствия четких данных, к границам какой территориальной громады та либо иная земля относится. Не последнюю роль в этом играют неактуализированные документы по землеустройству по установлению границ территориальных громад.
В связи с этим мы должны вспомнить, что градостроительная документация действительно устарела в большинстве громад. Ее разработка часто зависит от финансирования, которое местные бюджеты не могут себе позволить. Скажем, на 2021 год госбюджетом планировалось покрыть некоторую часть местных расходов на разработку комплексных планов пространственного развития территорий, впрочем, только территориальных громад, в размере 62,5 млн грн, чего хватило на несколько десятков комплектов документации. А громад у нас почти полторы тысячи. На 2022 год планировалось выделить 187 млн грн, а на 2023-й по очевидным причинам таких расходов бюджет не предусматривает. Результат — всего несколько украинских громад могут подтвердить начало разработки комплексных планов.
Второй фактор — подключение к инженерно-транспортным сетям. Несмотря на существование с 2012 года законодательной нормы о возможности финансировать обустройство парков, случаи такого финансирования были единичными. Согласно данным Минэкономики, в 2015–2019 годах были профинансированы проекты строительства инфраструктуры трех индустриальных парков, а в 2021-м — четырех парков. Очевидно, что помощь государства в обустройстве всего семи промышленных площадок на протяжении шести лет недостаточна.
При этом подключение к сетям в Украине весьма длительный процесс, он может занимать в среднем 267 дней, согласно отчету Doing Business Ukraine 2020, тогда как в развитых странах — 75 дней. Хотя после 2020 года и приняли ряд законодательных изменений, упрощающих подключение к электросетям, ярким недавним примером существования проблемы является кейс турецкой компании Baykar, которая, по своим подсчетам, оценила продолжительность работ по подключению к сетям в два года, а стоимость работ — в 10 млн долл. США.
Отсутствие доступа к кредитным средствам с низкими процентными ставками и грантов для развития R&D центров (центров исследования и разработок) в рамках промышленных парков — это третий сдерживающий фактор для инвестирования в капиталоемкую деятельность, которой является создание и обустройство индустриальных парков.
С 2021 года парламент и правительство активизировались в стимулировании строительства индустриальных парков. Так, оборудование, ввозимое для использования участниками индустриальных парков, освободили от уплаты НДС и ввозной пошлины, а участников парков — от налога на прибыль на протяжении десяти лет, если соблюдены определенные требования. Налоговый кодекс Украины также предоставляет право органам местного самоуправления устанавливать льготы и ставки по уплате налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, и плату за землю. В этом аспекте органы местного самоуправления должны быть проактивными и понимать, что, предоставляя льготы и снижая налоги, они получат больший экономический и социальный эффект за счет новых рабочих мест и притока капитала в их громаду.
Международный опыт успешного развития парков
Существует ли панацея для решения упомянутых выше проблем? Тут Украине может пригодиться успешный международный опыт.
В Польше, например, для создания промышленных и технологических парков инвесторам часто предлагают земельные участки с готовым подключением ко всем необходимым сетям (электро-, газо-, водоснабжения и т.п.). К тому же большинство из них создают и обустраивают местные органы, часто в кооперации с университетами как научными и кадровыми базами, а уже после готовности парка к строительству инвестор вкладывает средства. Реализация проектов в таком виде позволяет справедливо распределить риски между участником/управляющей компанией парка и государственными или местными органами либо университетами, которые помогают в подборе человеческих ресурсов, создании лабораторий и акселераторов или бизнес-инкубаторов в рамках парков.
Во многих странах, в частности, в Китае и Польше, определены специальные экономические зоны, в которых действуют налоговые льготы для создания парков. Такие территории дают преимущества и привлекают крупные инвестиции. Подход Китая к созданию специальных экономических зон интересен с учетом того, что их создают для решения конкретных проблем в конкретном регионе. Например, определив какую-то территорию зоной технологического развития, государство фокусируется на улучшении инфраструктуры, тогда как в зоне свободной торговли упор делается на развитии инноваций. Таким образом, Китай, имея возможность централизованно принимать решения по всем вопросам экономической и региональной политик, эффективно и скоординировано решает задачу по созданию индустриальных зон и парков в них, что является одной из причин успеха упомянутых парков в этой стране.
По словам экспертов, отсутствие подобного подхода в Польше и создание специальных экономических зон в одном регионе и несоздание в другом привели к искусственной неравномерности промышленного развития регионов страны. Украина может использовать опыт этих двух стран и внедрять любые преференции и льготы с учетом необходимости равномерно распределить помощь от государства, чтобы не фокусироваться на развитии лишь некоторых регионов страны. При этом нужны четкие правила и критерии предоставления таких льгот, чтобы снизить коррупционные риски и стимулировать создание новых активов вместо перераспределения существующих.
Стратегия КМУ — фундамент устранения препятствий или очередной программный документ?
Для определения направлений и инструментов обеспечения развития индустриальных парков Кабинет министров своим распоряжением №176-р от 24.02.2023 года одобрил «Стратегию развития индустриальных парков на 2023–2030 годы» (далее — Стратегия). Она декларирует цели, практические задачи и меры для выполнения, перечень ответственных органов, а также ожидаемые результаты и приблизительные сроки их достижения.
В документе подробно описаны проблемы, с которыми сталкивается бизнес, работающий или пытающийся работать в сфере индустриальных парков; основательно урегулированы практические шаги, которые должны осуществлять представители исполнительной власти и органы местного самоуправления для выполнения задач и достижения целей; учтены распространенные в мире экологические требования при создании парков. В целом предложены вполне рабочие решения, впрочем, все они напрямую привязаны к бюджетному или местному финансированию, а значит, их невозможно будет осуществить до тех пор, пока у государства не найдутся деньги на индустриальные парки. А они никогда, к сожалению, не находятся.
Но цели некоторых мероприятий Стратегии не вполне понятны и обоснованны. Например, ожидаемым результатом «осуществления мероприятий по предоставлению поддержки для релокации предприятий в индустриальные парки» является то, что в каждом регионе проведено не менее трех таких мероприятий. Несколько «плановый» подход к созданию и деятельности парков. Если предприятия, не имеющие между собой промышленного симбиоза или других синергетических связей, релоцировать в индустриальные парки, то это не принесет ожидаемого эффекта. Следует позволить бизнесу на местах решать, нужна ли релокация тех или иных предприятий в индустриальный парк.
Подведем итог: мировой опыт государственной помощи в развитии индустриальных парков следует в дальнейшем анализировать и, адаптируя к нашим реалиям и возможностям, использовать лучшие его примеры. Стратегия в этом аспекте является необходимым программным документом — стартовой точкой для реального стимулирования создания и обустройства индустриальных территорий. Этот документ содержит практические шаги и мероприятия для центральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, в случае реализации которых можно ожидать увеличения количества инициатив по созданию индустриальных парков и их реализации. Вот только с выполнением стратегий у нас всегда хуже, чем с их написанием.