Острую нехватку коксующегося угля в Украине можно преодолеть путем импорта этого вида сырья, но для этого необходимо построить глубоководные порты, способные принимать большие корабли, — считает глава ассоциации «Укркокс» Анатолий Старовойт.
По данным Ассоциации коксохимических предприятий Украины «Укркокс», в текущем году в Украине будет произведено 15 млн. тонн металлургического кокса. Между тем потребности металлургов составляют 18 млн. тонн, для производства которых необходимо 26 млн. тонн угольного концентрата.
Поставки угольного концентрата из России затруднены в связи с высоким внутренним спросом на этот вид сырья. В то же время в мире не наблюдается дефицита коксующегося угля: одна Австралия ежегодно вывозит на экспорт 125 миллионов тонн качественного угля. Однако существует дефицит мощностей по его транспортировке.
«Поэтому сейчас на первый план выходит вопрос развития украинских портов, в первую очередь глубоководных. Ведь возить уголь издалека небольшими судами просто разорительно», — констатирует глава ассоциации «Укркокс».
«По существу, сейчас у нас нет ни одного по-настоящему глубоководного порта, — рассказывает он. — Только обеспечение приема судов дедвейтом порядка 100 тысяч тонн решит эту проблему. Тогда мы сможем выгодно возить уголь из Австралии, США, Канады, Южной Африки».
Сейчас суда дедвейтом до 50 тысяч тонн в Украине принимают всего три порта — Одесский, Ильичевский и «Южный». Более крупнотоннажные суда идут в Румынию, в порт Констанца, и уже оттуда мелкими судами уголь переправляется в Измаил и Мариуполь, где перегружается в железнодорожные вагоны. «Экономику поставок это не улучшает», — комментирует ситуацию Анатолий Старовойт.
Подробнее о путях преодоления дефицита кокса в Украине читайте в материале Георгия Малинского «Кокс на мелководье» в свежем номере «ЗН».