Конкурс по отбору гендиректора второго по величине в Украине порта «Южный» может не состояться из-за обычного больничного.
Естественный отбор
В конце мая закончился срок подачи заявок на конкурс Министерства транспорта и связи на замещение вакантной должности генерального директора государственного предприятия «Морской торговый порт «Южный» — второго по мощности и самого глубоководного в стране.
Через эти морские ворота проходит продукция металлургической, химической, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленностей. На него замкнуты основные экспортные и транзитные грузопотоки между странами СНГ и государствами Северной и Южной Америки, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. О значимости должности руководителя порта не стоит и говорить.
Как следствие, в сфере портового хозяйства многие громкие скандалы в последние годы непременно связаны с борьбой за этот пост.
Снятие старого руководства порта в начале апреля не вызвало общественного резонанса. Исполняющим обязанности начальника «Южного» назначен Вадим Пархоменко, председательствовавший до этого в Ассоциации стивидоров — «Союзе портовых операторов Украины». В ближайший месяц министерство может объявить уже не временного, а постоянного руководителя.
Однако загвоздка в том, что предыдущий генеральный директор порта Юрий Крук, руководивший им с декабря 2007 года, находится на больничном и имеет все шансы восстановиться по решению суда практически в любое время.
В 2008-м у него уже был удачный опыт борьбы за главное кресло в «Южном» с бывшим руководителем Владимиром Васильевым.
Тем более что сейчас молодой управленец может надеяться и на помощь отца — народного депутата Юрия Крука из БЮТ. Тот тоже не привык долго находиться в стане оппозиции. Недавно Крук-старший пополнил ряды коалиции. Или, выражаясь проще, стал «тушкой». Правда, не факт, что перебежка поможет ему трудоустроить сына.
В настоящее время в «Южном» работают две комиссии КРУ — министерская и областная. Всего 54 человека вместо положенных 21. Вопросов к капитану порта накопилось достаточно. Слишком много оказалось направлений, где видны несоответствия и нарушения законодательства за прошлый период.
Слабым местом являются и итоги управления портом. А ведь наличие положительных результатов руководящей деятельности является одним из главных требований к кандидатам на пост руководителя госпредприятия.
Ю.Крук пришел в порт в декабре 2007-го. В 2008, пиковом, году значительных успехов предприятие не показало. Грузооборот «Южного» вырос всего на 1%, хотя на конец 2008 года предложение груза в порту вдвое превышало его возможности. В прошлом году оборот рухнул на 17,8% — до 17,8 млн. тонн.
Как утверждают сотрудники порта, при прошлом руководстве стали привычными ситуации, когда суда держали на рейде по несколько дней при наличии свободных мощностей для переработки грузов. Или разным судам могли подтвердить одно и то же время и причал для разгрузки. Неумелое руководство предприятием наносило прямые убытки. Вместо крупных контрактов, отгружаемых за две недели, руководство принимало мелкие партии навалочных грузов с длительным хранением. Потери из-за некомпетентного управления портом приводили к снижению оборота и переориентации потоков на другие порты.
Есть вопросы и по контракту. Еще в прошлом году нардеп О.Билозир обращалась в госорганы, заявляя, что «в случае с портом «Южный» очевидны злоупотребления со стороны руководства предприятия, которые привели к неэффективному использованию госимущества, потере госсобственности, личному обогащению».
Очень похожее сегодня говорит и Вадим Пархоменко, и.о. начальника порта «Южный»: «Сейчас разбираемся, и комиссией порта, и КРУ. К примеру, приобретенные краны, согласно финансовому плану развития, утвержденному приказом бывшего начальника порта Юрия Крука, должны были начать работать и приносить доход».
«Согласно срокам реализации проекта эти краны уже четыре месяца должны были работать. А они до сих пор не работают. Поэтому срывается выполнение программы, которая была утверждена ранее и под которую эти краны были привезены. Сумма прямых убытков, которая на сегодняшний день определяется, и будет представлена КРУ», — добавляет В.Пархоменко.
В сооружение девятого причала вложены 371 млн. грн., однако он практически не загружен из-за отсутствия заказов. Два портовых крана пришлось переносить с девятого на пятый и шестой причалы. Но оказалось, что их нельзя подключить к сети из-за отсутствия подстанции нужной мощности. Для ее строительства нужно 250 тыс. евро. При Круке порт заказал два буксира с избыточной мощностью, не обеспечив их полную загрузку.
Юристы порта отмечают и продолжающееся судебное разбирательство по делу с отчуждением 24 га портовой территории. Перечень примеров бесхозяйственности можно продолжить…
В общем, проверка обещает стать интересной. И может ли стать платой за политическую лояльность Крука-старшего возвращение на должность гендиректора порта Крука-младшего — вопрос дискуссионный. Но уж точно от такого назначения вряд ли выиграет государственный порт.