Одним из главных вызовов и ключевой экономической реформой в контексте Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС должно стать проведение новой индустриализации. Только возрождение отечественной промышленности способно реально вывести национальное хозяйство из продолжительного кризиса, обеспечив динамичное развитие экономики.
Выбор - в пользу промышленности
Жаль, но в длинном перечне реформ, которые согласно Стратегии постоянного развития "Украина-2020" должны повести страну к европейским стандартам жизни и вывести ее на ведущие позиции в мире, об индустриальной реформе даже не упоминается! Многие эксперты справедливо отмечают, что исключение промышленности из национальных экономических приоритетов обрекает население на обнищание, а экономику на стагнацию. Что игнорирование предупреждений о том, что ставка на село, а не на заводы, в современном глобализованном мире бесперспективна, приведет не к развитию и прогрессу экономики, а к регрессу и примитивизации. Что счастливое будущее страны окажется совершенно недостижимым при нынешнем жестком курсе на деиндустриализацию.
Экономическая история давно подтвердила, что богатство богатых стран формируется динамичными отраслями промышленности и продвинутыми услугами, взлелеянными правительством и правящей элитой. Развитие производственных структур в тех отраслях, где сконцентрирован технологический прогресс, создает ренту (прибыль, превышающую нормальный уровень дохода), которая дает капиталистам более высокие прибыли, работникам - более высокие зарплаты, а правительству - высокие налоговые поступления. Вклад различных видов экономической деятельности в национальное богатство неодинаков. Аграрная специализация никогда не обеспечивала значительные доходы. Все богатые страны использовали одну и ту же стратегию - развивали обрабатывающую промышленность, где сосредоточены знания и технологии. Такая стратегия остается беспроигрышной и сегодня.
Необходимость осуществления новой индустриализации в Украине уже давно назрела и обусловлена, с одной стороны, важной ролью промышленности как фундамента социально-экономического, научно-технологического и инновационного прогресса, с другой - потребностью в решении острых проблем, стоящих перед страной.
От какого "дна" мы должны оттолкнуться
В течение последних лет кризис в промышленности углубляется. Падение промышленного производства, которое наблюдается с 2012 г., ускоряется (см. табл.).Быстрыми темпами приходит в упадок производство в перерабатывающей промышленности - ключевой отрасли для модернизации экономики и повышения национального благосостояния.
Глубокое падение промышленного производства в целом и особенно наукоемких производств инвестиционного направления ведет к деградации и разрушению национальной экономики, стремительной потере конкурентных позиций Украины на мировых рынках.
Углубляется деиндустриализация национального хозяйства. Удельный вес промышленности в структуре ВВП постоянно сокращается. Продолжительное время уменьшается роль перерабатывающей промышленности в создании ВВП страны, что свидетельствует о признаках экономического упадка и технологической отсталости. Это очень заметно на фоне других стран, особенно соседних, которые владеют большим перерабатывающим сектором и для которых он является наиболее значимой силой экономики (см. рис.).
Экономика Украины теряет конкурентные позиции из-за архаической структуры промышленного производства. В структуре промышленности преобладают сырьевые, добывающие и низкотехнологичные производства. Так, на добывающую промышленность и низкотехнологичные производства перерабатывающей промышленности приходится около 60% чистых доходов от реализации промышленной продукции, а вот на средне-высокотехнологичные и высокотехнологичные - менее 15%. На мировых рынках промышленных товаров страна представлена преимущественно сырьевыми, добывающими и низкотехнологичными видами продукции.
Существенным фактором потери промышленного потенциала является иностранная агрессия в Украине. Страна несет убытки от остановки работы отраслеобразующих предприятий в наиболее промышленно интенсивных регионах. Из-за политически мотивированного блокирования украинского экспорта нарушены торговые и производственные связи с РФ. Агрессор умышленно разрушает производственные мощности, демонтирует и похищает промышленное оборудование высокотехнологичных производств, уничтожает сырьевые материальные ресурсы. А самое ужасное - погибают люди, которые должны были бы жить и работать на благо свое и страны.
Вынужденный разрыв производственно-технологических связей между предприятиями Востока, Юга и остальных регионов углубляет критическое состояние промышленности.
Упадок промышленности приводит к сокращению занятости в отрасли. Также уменьшается экспорт промышленных товаров, сокращаются налоговые доходы бюджета, что углубляет финансовую и валютную нестабильность экономики.
Решение острых проблем, стоящих сегодня перед промышленностью страны, нуждается в разработке системного плана ее возрождения на новой технологической основе. Вместе с тем Украине следует приобщиться к программам ренессанса промышленности ЕС.
Какие возможности открываются
И реализация Соглашения об ассоциации с ЕС открывает целый спектр возможностей для решения проблем промышленности Украины. В частности, в статье 378 главы 10 "Политика в сфере промышленности и предпринимательства" соглашения речь идет о договоренности сторон развивать и укреплять "сотрудничество по вопросам политики в сфере промышленности и предпринимательства... Углубленное сотрудничество должно улучшить административную структуру и нормативно-правовую базу для украинских и европейских субъектов хозяйствования в Украине и Евросоюзе и должно основываться на политике ЕС по развитию малого и среднего предпринимательства и промышленности". Далее в статье 379 отмечается, что стороны сотрудничают для следующего:
- создания лучших базовых условий через обмен информацией и передовым опытом и таким образом содействия повышению конкурентоспособности;
- упрощения и рационализации нормативно-правовых актов и практики с отдельным акцентированием на обмене ведущим опытом по вопросам нормативно-правовых методов, в частности принципов ЕС;
- содействия развитию инновационной политики;
- содействия расширению контактов между частными предприятиями Украины и ЕС и между этими предприятиями и органами власти Украины и ЕС;
- поддержки принятия мер о стимулировании экспорта в Украине;
- содействия модернизации и реструктуризации отдельных отраслей промышленности Украины и ЕС.
До сих пор украинская сторона не в полной мере использует возможности для развития собственной промышленности, заложенные в соглашении. Если промышленники Украины и ЕС в течение последнего времени эффективно налаживают взаимовыгодное сотрудничество (о чем свидетельствует заключение контрактов европейскими заказчиками с различными предприятиями Украины, например, крупными машиностроительными заводами "Мотор-Сич", "Турбоатом", и небольшими инновационными компаниями, такими, как МЭК "Квантум Электрик"), то на государственном уровне экономическую политику еще надо реформировать. В частности, не только реанимировать практику формирования государственной промышленной политики, но и наполнить ее содержанием в соответствии с канонами ЕС. Интеграция подходов к промышленной политике позволит расширить рынки сбыта продукции, войти в европейские цепочки создания стоимости, создать новые рабочие места, вернуть в промышленность квалифицированную рабочую силу, привлечь средства на развитие промышленности с европейского рынка капиталов и из целевых фондов (в т.ч. Европейского фонда развития, Европейского фонда регионального развития, Европейского инвестиционного фонда), приобщиться к осуществлению научно-инновационных проектов (например, по программе "Горизонт 2020").
Промышленная политика ЕС: курс на ренессанс
Для достижения целей Лиссабонского соглашения в части промышленного развития Еврокомиссия реализует промышленную политику, направленную на противодействие деиндустриализации, поддержание инновационности европейской промышленности, увеличение количества рабочих мест. Особое внимание уделяется структурным изменениям промышленности на местном и региональном уровнях.
Сейчас ЕС взял курс на ренессанс промышленности. В специальном коммюнике ЕК (2014 г.) подчеркивается необходимость поддержать усилия по осуществлению реиндустриализации экономики ЕС и поставлена цель увеличить вклад промышленности в ВВП до 20% к 2020 г. Толчок к такому повороту политики дала продолжительная рецессия, после которой удалось возобновить экономический рост только в 2013 г. Промышленность в условиях мирового экономического кризиса оказалась самой устойчивой отраслью экономики, значение которой выходит далеко за пределы создания определенной доли ВВП. Ее деятельность обеспечивает 80% экспортных доходов ЕС, 365 млрд евро профицита от внешней торговли товарами, 80% расходов частного сектора на науку и инновации, существование 40% рабочих мест в частном секторе, создание до двух рабочих мест в смежных отраслях экономики. Развитие промышленности является обязательным условием стабилизации экономики ЕС.
Следует указать, что ренессанс промышленности ЕС невозможен без таких предпосылок, как:
- интеграция и единство европейского рынка, формирующего привлекательные условия для деятельности предприятий и производств;
- модернизация промышленности, инвестиции в инновации, новые технологии, производственные ресурсы и навыки;
- развитие малых и средних предприятий и предпринимательства;
- интернационализация деятельности европейских компаний.
Важным фактором стабильного экономического прогресса ЕС является внутренний рынок. Интеграция европейского рынка превращает ЕС в привлекательное место для производства товаров и услуг. Крупный внутренний рынок дает европейским компаниям преимущества, возникающие благодаря расширению масштабов спроса, повышению производительности, сокращению затрат, высокой рентабельности инноваций, ускорению технологических сдвигов. Значительные резервы повышения эффективности связаны с усовершенствованием правил доступа на рынок, со стандартами производства, с обеспечением прав интеллектуальной собственности, интеграцией инфраструктурных сетей, стабильностью нормативно-правовой базы.
Необходимым условием для бесперебойной работы общеевропейского внутреннего рынка является интеграция сетей производственной инфраструктуры (информационных, энергетических и транспортных) всех стран - членов ЕС. В соответствии с законом о совместном рынке реализуются меры по развитию морского, воздушного, железнодорожного транспорта, а также по объединению энергетического рынка.
Инфраструктура общего европейского рынка должна согласовываться с современными технологическими изменениями. Следовательно, задачей для промышленности ЕС является создание экологически чистых двигателей и транспорта.
Поскольку цифровые продукты и технологии становятся фактором ренессанса европейской промышленности, то ЕК внедрила амбициозную программу по формированию единого рынка телекоммуникаций, развитию информационно-коммуникационной сферы, унификации регуляторных требований, содействию конкуренции.
Новые технологические возможности для промышленности создает цифровизация бизнес-процессов и производства. Распространение цифровых технологий позволяет использовать в промышленности облачные вычисления (cloud computing), интернет-приложения для промышленности, робототехнику, 3D-печать и дизайн, создавать интеллектуальные заводы (smart factories). Соответственно, много внимания в ЕС уделяется развитию инфраструктуры и конвергенции информационно-коммуникационных технологий с энергетическими и логистическими сетями.
Значительный потенциал для конкурентоспособности промышленности имеют космическая инфраструктура и связанные с ней промышленные и сервисные приложения. ЕС играет важную роль в этой сфере мировой производственно-технологической инфраструктуры. Высокая стоимость космических проектов побуждает страны ЕС к их совместному инвестированию, а значит, и получению пользы от использования космической инфраструктуры. Благодаря экономической кооперации стран-членов и специализированных отраслевых организаций (таких, как European Space Agency и European Agency for the Global Navigation Satellite System) подходит к концу осуществление флагманских проектов по развитию космической инфраструктуры, проектов Galileo и Copernicus.
В условиях дефицита природных и энергетических ресурсов, высоких стандартов социального обеспечения и экологических требований конкурентные преимущества европейской промышленности не могут базироваться на дешевой и низкокачественной продукции. Они должны основываться на технологических инновациях, высокой производительности, эффективном использовании ресурсов и большой добавленной стоимости. Соответственно планируется увеличивать усилия по достижению целевых ориентиров стратегии ЕС 2020 относительно расходования 3% ВВП на исследования и разработки. Стимулирование инвестиций в инновации и новые технологии является неотложной предпосылкой для обеспечения прогресса промышленности. Для содействия инвестициям в инновации ЕК использует различные рычаги влияния. В частности, согласно рамочной программе "Горизонт 2020" запланировано израсходовать почти 80 млрд евро на исследования и инновации, которые станут основой для лидерства европейской промышленности. Предполагается поддержка перспективных технологий, что позволит пересмотреть мировые цепочки создания стоимости, повысить эффективность использования ресурсов и изменить международное разделение труда в пользу европейских производителей.
Кроме того, для стран-членов становятся доступными по меньшей мере 100 млрд евро средств европейского структурного и инвестиционного фонда, которые могут использоваться согласно приоритетам промышленной политики. При этом центральным концептуальным направлением инвестиций в инновации признаны Smart Specialisation.
Поскольку страны-члены все чаще прибегают к стимулированию инвестиций в стратегические отрасли промышленности, ЕК совершенствует правила предоставления государственной рамочной помощи на науку и инновации, а также правила государственных закупок. Это помогает создать критическую массу спроса и обеспечить эффективное распределение ресурсов согласно нормам внутреннего рынка.
Упрощение доступа к факторам производства является важной предпосылкой для промышленного развития. Европейские компании нуждаются в надежном доступе к необходимым ресурсам на приемлемых условиях. Но до сих пор существуют большие сложности на рынках капиталов, энергетических ресурсов и сырья. Доступ к источникам финансирования является первоочередной необходимостью, поскольку после кризиса привлекать заемные средства банков компаниям реального сектора стало сложнее, особенно малым и средним предприятиям.
Регуляторные реформы финансовых рынков, проведение сбалансированной монетарной политики позволили восстановить финансовую стабильность. Целевые меры европейской экономической политики упрощают доступ к капиталу для субъектов реального сектора. При этом используются такие инструменты, как распределение кредитных рисков по гарантиям ЕС, предоставление кредитов малым и средним предприятиям с использованием средств европейских структурных и инвестиционных фондов. Благоприятное соотношение внутренних сбережений и инвестиций, сложившееся в ЕС, а также их налоговое стимулирование позволяют иметь собственные ресурсы развития.
В связи с усилением фрагментации внутреннего рынка банковского кредитования в ЕС в период кризиса, непропорциональным ростом кредитных ставок в разных странах усилия направляются на формирование единого внутреннего рынка капиталов, позволявший бы трансграничный доступ к финансированию для предприятий. Реализуются предусмотренные в Зеленой книге по долгосрочному финансированию европейской экономики меры по диверсификации источников финансирования предприятий и обеспечению долгосрочных инвестиций.
"Домашнее задание" для Украины
Таким образом, имплементация Соглашения об ассоциации требует от Украины работы над формированием собственной промышленной политики, которая была бы нацелена на осуществление новой индустриализации экономики. Необходима системная работа по налаживанию сотрудничества в вопросах реализации государственной промышленной политики; интеграции промышленности Украины в программы ренессанса промышленности ЕС; производственно-технологической кооперации промышленности Украины и стран ЕС.
Учитывая нынешнее состояние промышленности страны, основными элементами новой промышленной политики должны стать:
- возрождение промышленности как ключевой отрасли национальной экономики;
- финансовая стабилизация и обеспечение доступности ресурсов финансовых рынков для реального сектора экономики;
- привлечение инвестиций для развития нового индустриального базиса экономики;
- структурная перестройка промышленности, модернизация производства на основе новых технологий;
- децентрализация инструментов промышленной политики и стимулирование развития промышленности в регионах страны;
- финансирование науки и содействие технологическим инновациям в производстве;
- развитие современной производственно-технологической инфраструктуры.