Акцизное окно (не)возможностей

9 июля, 2016, 00:00 Распечатать

Произведенная законодателями и уже благословленная президентом имитация развала акцизной "стены" на ввоз в Украину б/у автомобилей, как и в случае со множеством псевдореформ, "скормленных" населению за последние два с половиной года, тоже содержит множество скрытых и не очень подвохов. В итоге ничего особенно не меняется по сути.

Произведенная законодателями и уже благословленная президентом имитация развала акцизной "стены" на ввоз в Украину б/у автомобилей, как и в случае со множеством псевдореформ, "скормленных" населению за последние два с половиной года, тоже содержит множество скрытых и не очень подвохов. В итоге ничего особенно не меняется по сути.

Напомню, что заоблачный акциз на подержанные иномарки был в свое время введен якобы ради поддержки отечественного автопрома, постепенное умирание которого не мешало жить и процветать бизнесу главных лоббистов этого нормотворческого выверта. Выверта, поскольку в мировой практике акциз не является средством защиты внутреннего производства. Для этих нужд, как правило, используются пошлины, повысив которые, официальный Киев, однако же, вошел бы в прямой конфликт с ВТО.

Прямую же выгоду от такого положения дел получали не столько отечественные производители, так и не сумевшие восстать из "постсовкового пепла" (так называемая крупноузловая сборка не в счет), сколько уверенно занявшие рынок импортеры новых иномарок. В угоду рентабельности бизнеса которых жители, мягко говоря, далеко не самой богатой страны Европы внушительно переплачивают по сравнению со своими даже самыми богатыми соседями по континенту за ставшие роскошью средства передвижения. Так, если в соседней Словакии пятилетний "Фольксваген Поло" стоит в среднем 6,5 тыс. евро, то с учетом стоимости растаможки (4 тыс. евро, из которых акциз составлял 1,6 тыс.) его стоимость для украинцев автоматически повышалась до 10,5 тыс. евро.

И вот, наконец, вроде бы состоялось: президент подписал закон о развитии вторичного рынка авто, снижающий акцизы и вроде бы делающий качественные и недорогие легковушки более доступными в Украине. Так, по новым ставкам растаможка вышеупомянутого "Фольксвагена Поло" обойдется украинцу в 2 тыс., в том числе акциз — лишь 76 евро. В закон введены ограничения, которые не позволят изменить ситуацию на рынке принципиально, а лишь дадут возможность отдельным гражданам собственными силами привезти из заграницы иномарку, собственноручно ее растаможив по сниженной ставке. Да и действие закона ограничено, и с 2019 г. все снова вернется на круги своя.

Но если речь идет лишь о точечных и временных мерах, то есть ли вообще смысл говорить о задекларированном в названии закона "развитии вторичного рынка"? И так как точка зрения импортеров и автопромовцев по этому поводу давно и хорошо известна (она категорически расходится с мнением покупателей), ZN.UA обратилось за комментариями к юристам, призванным защищать интересы потребителей.

Виктор Мороз, управляющий партнер АО "Suprema Lex":

— Для большинства иностранцев приобретение подержанного автомобиля является вполне доступным способом решения транспортной проблемы. Так, автомобиль, возраст которого не превышает пяти лет, в большинстве стран Европы можно приобрести всего за несколько тысяч евро, что не превышает месячный доход рядового европейца. Несмотря на то, что отечественные чиновники одним из самых приоритетных направлений развития Украины называют ее вхождение в европейское сообщество, ни размер заработной платы рядового украинца, ни стоимость б/у европейских автомобилей к европейским стандартам даже не приближаются. И если доход соотечественников зависит от многих макроэкономических показателей, и приблизить его к европейскому — пока задача недостижимая, то стоимость б/у иномарок отличается только из-за высокого акциза, уплачиваемого при ввозе автомобилей в Украину.

На сегодняшний день продажи автомобилей в Украине упали до рекордно низких показателей за последние десятилетия, и государственные деятели поняли, что вопрос требует немедленного решения. Безусловно, правильным шагом было бы убрать ввозной акциз и предложить автомобильному рынку льготные условия ввоза авто и их продажи здесь. Якобы именно с этой целью парламентом был принят закон о развитии вторичного рынка автомобилей, который на днях был подписан президентом Украины.

Но действительно ли данный закон будет способствовать развитию рынка? Приведет ли он к снижению стоимости европейских и других иностранных автомобилей в Украине? Смогут ли украинцы почувствовать, что автомобиль — это не роскошь, а средство передвижения?

К сожалению, ответы на поставленные вопросы отрицательные. Принятие указанного закона не является адекватным ответом на высокий ввозной акциз на бывшие в употреблении автомобили. А интересы крупного автомобильного бизнеса, заинтересованного в сохранении высокого размера акциза, не пострадают. Воспользоваться механизмами закона смогут лишь единичные автолюбители, которые имеют возможность поехать в Европу и приобрести там автомобиль. Каждый человек сможет приобрести только одно авто и не сможет его в дальнейшем продать, что, по большому счету, ограничивает конституционное право на собственность, обязательной составляющей которого является право распоряжаться своей собственностью по собственному усмотрению. Безусловно, после ввоза автомобиля в Украину его придется переоформить, что все равно потребует немалых затрат.

При этом действие закона ограничено во времени. Окошком для выгодного приобретения подержанного автомобиля можно будет воспользоваться только до конца 2018-го, то есть в течение двух с половиной лет.

Таким образом, подписанный якобы с целью развития рынка б/у авто закон является лишь очередной псевдореформой, направленной на сохранение старых коррупционных схем и непомерных аппетитов таможенников и налоговиков. Рядовой автолюбитель и в дальнейшем будет считать транспортное средство роскошью и еще не скоро сможет жить по-новому.

Николай Алексюк, адвокат ЮФ "Ильяшев и Партнеры":

— Как известно, существующие размеры налоговой нагрузки при растаможивании транспортных средств привели к тому, что цены на бывшие в употреблении автомобили в Украине были едва ли не самыми высокими в Европе. Принятые Верховной Радой 31 мая с.г. изменения в Налоговый кодекс в части снижения ставок акцизного налога на легковые автомобили и прочие моторные транспортные средства вроде бы призваны стимулировать рынок автотранспортных средств Украины и создать возможности для граждан приобрести подержанный автомобиль по приемлемой цене в условиях финансового кризиса.

Сравнив "старые" и "новые" ставки налога, несложно рассчитать, что акциз уменьшен в 6–28 раз для автомобилей с бензиновым двигателем объемом до 3,0 литров и в 1,5–2,2 раза — для автомобилей с бензиновым двигателем объемом более 3,0 литров.

Относительно автомобилей с дизельным двигателем: ставки акцизного налога уменьшены в 6–17 раз для автомобилей с двигателем объемом до 2,5 литра и в 1,5–2,1 раза — для автомобилей с двигателем объемом более 2,5 литра.

При этом "новые" ставки акцизного налога не применяются для легковых автомобилей, если они:

— имеют происхождение из страны, признанной государством-оккупантом по закону Украины и/или признанной государством-агрессором по отношению к Украине в соответствии с законодательством, или ввозятся с территории такого государства-оккупанта (агрессора) и/или с оккупированной территории Украины;

— произведены до 1 января 2010 г.;

— ввозятся на таможенную территорию Украины лицом для собственного использования или в пользу других лиц по договорам купли-продажи, мены, поставки, дарения, комиссии, поручения, поручительства, других хозяйственных и гражданско-правовых договоров или по решению суда в количестве более одного легкового автомобиля в течение всего льготного срока.

Также законом предусмотрен запрет отчуждения такого авто и обязанность личного ввоза приобретенного транспортного средства новым владельцем.

Учитывая вышеуказанные ограничения, общественность склонна считать, что принятый закон создает лишь видимость либерализации законодательства, регулирующего рынок бывших в употреблении автомобилей. Скептики, в частности, отмечают, что поскольку покупка и ввоз транспортных средств из стран Центральной и Западной Европы (стран с самыми низкими ценами на б/у авто) потребует получения шенгенских виз потенциальными покупателями, это на практике сузит круг лиц, которые смогут воспользоваться временными льготами.

Впрочем, качественно подготовленный пакет документов является залогом для получения визы на срок, необходимый для оформления всех процедур, связанных с приобретением транспортного средства за рубежом. В случае реального намерения приобрести автомобиль за границей формирование такого пакета документов не составит сложностей для заявителя.

Более дискуссионным является ограничение по приобретению автомобилей, произведенных до 1 января 2010 г. Для большинства потенциальных покупателей интерес представляют именно дешевые автомобили иностранного производства 2002–2010 гг. "Возрастное" ограничение было установлено законодателем для соблюдения норм экологической безопасности. В то же время никаких расчетов потенциального вреда окружающей среде пояснительная записка к законопроекту не содержит, поэтому в данном контексте законодатель, очевидно, действовал, не забывая и об интересах дилеров и импортеров новых автомобилей.

Временный характер вводимых пониженных ставок и ограничения по ввозу только одного транспортного средства в течение срока их действия не ограничивают прав потенциальных покупателей — двухлетний срок является более чем достаточным для выбора и покупки желаемого транспортного средства, которое будет использоваться в личных целях. Но приходу на украинский рынок частных автодилеров — по примеру стран ЕС — этот закон не способствует.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 2
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно