Ставнийчук: Легитимность изменений в Конституцию - под большим вопросом

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Ставнийчук: Легитимность изменений в Конституцию - под большим вопросом Конституцию запрещено изменять в условиях военного или чрезвычайного положения © Андрей Товстыженко, ZN.UA
Обычно, во времена чрезвычайных ситуаций, прежде всего в условиях войны, изменений в конституцию не вносят.

С марта 2014 г. Украина уже была объектом российской агрессии в формате так называемой гибридной войны, но глава государства, подавая 26 июня 2014 г. в парламент законопроект о внесении изменений к Конституции, проигнорировал это обстоятельство. Это стало грубой ошибкой в организации конституционного процесса, отмечает председатель правления Общественного объединения "За демократию через право", член Венецианской комиссии от Украины (2009-2013) Марина Ставнийчук в своей статье для ZN.UA.

По ее словам, несмотря на богатое различными подходами конституционное наследие, все же существует доминирующий подход, согласно которому во время чрезвычайных ситуаций, прежде всего в условиях войны, изменения в конституцию не вносят. Такой подход сформулирован также в части второй статье 157 нашей Конституции, которая запрещает менять ее в условиях военного или чрезвычайного положения.

По мнению Ставнийчук, из-за скрытых интересов не провели открытую, широкую, аргументированную дискуссию о возможности применения в Украине мультиуровневого подхода к конституционным изменениям: как основы для реформирования страны; как пути к стабильному миру.

Читайте также: Минские договоренности и конституционный процесс. Без лишних иллюзий

"Нынешняя власть, с одной стороны, оказалась неспособной продемонстрировать европейский подход к конституционным изменениям, утратив инициативу в своем же конституционном процессе. С другой - не сумела предвидеть, что, даже при отсутствии широкой дискуссии, проблема изменений в условиях войны обязательно возникнет в Конституционном суде Украины. Ведь военные действия на Востоке Украины были новыми как фактическими, так и международно- и внутренне-правовыми условиями. Так и произошло, когда перед КСУ встала задача дать заключение о соответствии законопроекта по неприкосновенности народных депутатов Украины и судей требованиям статей 157, 158 Конституции.

Это заключение (№ 1-в/2015) готовилось в суде с февраля по июнь 2015 г., то есть в течение пяти месяцев. И это несмотря на то, что с 1999 по 2015 г. КСУ уже принял семь (!) решений и определил правовые позиции по указанным вопросам. Оснований для их изменения теперь КСУ не установил. Очевидно, что проблема этого производства была связана не с содержанием конституционных изменений, а с установлением юридической определенности относительно возможности вносить изменения в Конституцию в условиях аннексии части страны, совершения военных преступлений и преступлений против человечности на ее территории", - пишет автор.

Читайте также: Порошенко допустил пересмотр изменений в Конституцию из-за действий РФ

"В конце концов, суд признал, что "на момент предоставления им этого заключения решения о введении в Украине или в отдельных ее местностях военного или чрезвычайного положения по процедуре, определенной Конституцией Украины, не принято, поэтому правовых оснований, делающих невозможным внесение изменений в Конституцию Украины, нет". Однако доктринальный анализ, содержавшийся в отдельных мнениях судей КСУ, которые основывались на международно-правовых документах, а также отдельных решениях украинского парламента, лишь усилили сомнения в возможности внести изменения в Конституцию Украины. В то же время общей обоснованной и глубоко аргументированной позиции единого органа конституционной юрисдикции по этому вопросу страна так и не увидела. На этом фоне политические и общественные деятели в августе 2015 г. обратились к президенту и парламенту с призывом отказаться от поспешных изменений в Основной Закон под давлением внешних сил и без обсуждения их в обществе. Они считали это игнорированием воли украинского народа. Их встреча с руководством государства результата не дала. Каждый остался при своем мнении. А тем временем легитимность конституционного процесса оказалась под большим вопросом. Власть не убедила общество в необходимости провести конституционную реформу", - отмечается в статье.

Напомним, по мнению главы государства Петра Порошенко, от внесения конституционных изменений в части децентрализации зависит судьба мирной жизни на востоке Украины.

Подробнее о ситуации с изменениями в украинскую Конституцию читайте в статье Марины Ставнийчук "Конституционная реформа: непродуктивный процесс по продуцированию ошибок" в свежем номере "Зеркала недели".

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме