«С этой точки зрения Украина однозначно заинтересована в реализации проекта Nabuccо, поскольку поставки по нему будут балансировать неумные аппетиты газовых монополистов и их картелей, что будет ставить в выигрышное положение именно традиционные маршруты - через Украину и Словакию», - отметил он.
По словам эксперта, «Газпром», конечно, может добиться от Российского государства отмены экспортной пошлины на газ, транспортируемый по «Северному» и «Южному потоку», однако этого будет недостаточно: даже в случае отмены экспортной пошлины транспортный тариф будет выше, чем при транспортировке газа в Европу по украинской ГТС или по газопроводу Ямал-Европа.
«Этим и объясняется повышенный интерес «Газпрома» к газотранспортным системам Беларуси и Украины, - говорит М.Гончар. - Они тоже необходимы для создания транснациональной системы манипулирования поставками».
По его мнению, в этом смысле Nabuccо полезен для Украины, поскольку будет заставлять поставщика газа выбирать наиболее экономичные маршруты транспортировки. А наиболее экономичны как раз те, которые будут проходить по уже существующей системе газопроводов.
М.Гончар подчеркнул, что ЕС не должен допускать попадания украинской ГТС под контроль российского монополиста, поскольку это создаст угрозу эскалации ценовой политики экспорта сибирского газа в Европу.
«Для Украины и ЕС важно осознать еще одну проблему, о которой мало говорят, сводя ее только к несомненно важному, но не исчерпывающему вопросу отсутствия гарантий объемов транзита газа из РФ в Европу. Низкий уровень транзитной загрузки может привести к дисфункциональности ГТС Украины. Недостаточность объемов транзитного газа не позволит транспортировать газ собственной добычи из районов Харьковской, Полтавской и Сумской области по территории Украины, не будет обеспечено и достаточное давление для поставки газа на Словакию и далее через хаб Баумгартен в страны ЕС. Оперирование украинским газовым «краном» российским монополистом даст возможность создавать искусственные дефициты (не провоцируя без надобности газовые кризисы) с тем, чтобы самим же их восполнять через другой маршрут по более высокой цене», - отметил эксперт.
Подробнее читайте в свежем номере «ЗН. Украина» в интервью Аллы Еременко с Михаилом Гончаром.